×
Политика Политика

Политика расширения ведёт к распаду Евросоюза

Источник изображения: amazonaws.com

Европейский союз не намерен отказываться от политики расширения. Европейские политики и брюссельские чиновники продолжают действовать в имперской логике и, вопреки кризису европейского проекта, считают расширение ЕС на восток и на юг самоцелью, от которой Европа не может отказаться. Дальнейшее расширение будет для Евросоюза самоубийственным: не расширение, а сокращение в условиях хронического кризиса евроинтеграции может спасти ЕС от распада.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что, невзирая на выход Великобритании из ЕС, курс на расширение ЕС остаётся прежним. «После решения Великобритании ничего не изменилось», – сообщила Меркель на форуме западно-балканских стран, претендующих на вступление в ЕС, добавив, что, напротив, речь идёт об условиях, которые они, конечно, должны выполнить, чтобы добиться прогресса в процессе вступления.

Одновременно с «фрау канцлерин» на том же форуме западно-балканских государств приверженность Евросоюза политике расширения лидерам Албании, Косово, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины и Черногории подтвердил президент Франции Франсуа Олланд. Brexit ничего не меняет – Европейский союз продолжит расширяться.

Напускная бравада еврограндов перед лицом кризиса евроинтеграции является всего лишь попыткой сохранить лицо – очевидно, что дальнейшее расширение ЕС противоречит всем основным тенденциям в современной Европе.

Во-первых, вхождение в состав ЕС самых бедных стран европейского континента неизбежно породит новую волну трудовой миграции с востока и юго-востока Европы. Притом что ещё не иссякла волна эмиграции из Польши, Венгрии, Прибалтики, Румынии и Болгарии, к этой волне добавится ещё и волна эмиграции из Украины, Молдавии, с Южного Кавказа и Западных Балкан. При всей востребованности западноевропейскими экономиками низкооплачиваемого труда из Восточной Европы, такой наплыв гастарбайтеров для них будет всё же избыточен. Новая волна миграции ляжет тяжёлым бременем на социальную сферу и вызовет нешуточное раздражение в европейском обществе, тем более что последнее и так уже находится под давлением потока мигрантов из Азии и Африки.

Во-вторых, новые восточные и южные окраины Евросоюза неизбежно придётся распределять в рамках «политики кохезии», то есть политики выравнивания экономического и социального развития самых богатых и самых бедных стран ЕС. Делать это придётся в условиях выхода из Евросоюза Великобритании, дававшей 15–17% европейского ВВП, и, соответственно, сокращения бюджета ЕС. В новом семилетнем бюджете ЕС размер дотаций из структурных фондов на развитие стран «новой Европы» в любом случае будет уменьшен, но если состав «новой Европы» пополнится за счёт Сербии, Черногории, Македонии, Албании, Молдавии и Украины, то для Венгрии, Польши, Восточных Балкан и Прибалтики размер дотаций будет не просто уменьшен, а сокращён до минимума.

Расширение ЕС неминуемо ведёт к конфликтам на почве перераспределения финансовых ресурсов Евросоюза.

Перечисленные страны «новой Европы» и в нынешнем финансовом периоде неоднократно сталкивались с невыделением средств из структурных фондов ЕС на предложенные ими Брюсселю проекты. С 2021 года, когда начнёт выполняться новый семилетний бюджет ЕС, размер прямых и косвенных дотаций для них тем более будет сокращён. Он будет сокращён даже без принятия в ЕС новых членов, а в случае принятия – сокращён радикально. Венгрия обеспечивает за счёт структурных фондов ЕС четверть, а страны Прибалтики – пятую часть своего ВВП; при урезании дотаций Брюсселя правительства этих стран больше не смогут поддерживать экономическую и социально-политическую стабильность, и на восточных окраинах ЕС начнётся системный кризис и исход даже того населения, что не планировало эмигрировать.

Возможен и противоположный сценарий: выравнивание богатых и бедных стран ЕС состоится, но не за счёт стимулирования роста бедных стран Центральной и Восточной Европы до уровня богатых (последние 12 лет показали, что это стимулирование не работает), а за счёт обнищания богатых стран Западной и Северной Европы до уровня бедных. При таком сценарии Брюссель активизирует свою «политику Робин Гуда», и выплаты из структурных фондов ЕС сохранятся в прежних размерах для Польши, Прибалтики и Болгарии и будут пополнены для финансовой поддержки новых членов ЕС – Украины, Молдавии и Албании – за счёт возложения дополнительного финансового бремени на Германию, Францию и Скандинавию.

Политические эффекты от такого решения очевидны: рост центробежных настроений в странах «старой Европы» превратится из тенденции в мейнстрим. Евроскептики придут к власти и/или добьются проведения референдумов о выходе своих стран из ЕС. Если же правящие проевропейские элиты попытаются тем или иным способом предотвратить их попадание во власть (например, фальсификацией выборов), то в Нидерландах, Швеции, Дании и даже Франции может начаться движение сопротивления, которое примет форму национально-освободительной борьбы за избавление стран «старой Европы» от Брюсселя и связанного с ним финансового и миграционного бремени.

Заметим, что эти негативные прогнозы сделаны при условии инерционного сценария экономического развития Евросоюза (с вычетом из него Великобритании). Однако ничто не гарантирует общеевропейской экономике инерционный сценарий. Никуда не делись проблемы суверенного долга Греции и других стран Южной Европы – до наступления очередной фазы обострения об этих проблемах просто перестали говорить. На ослабление экономики ЕС работает русофобия – санкции, контрсанкции и увеличение военных расходов европейских стран до положенных по стандартам НАТО 2% ВВП. Окончательный удар по европейской экономике будет нанесён, если Соединённые Штаты наконец добьются от европейских союзников подписания Соглашения о трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве (TTIP): уничтожение заградительных барьеров обернётся тяжёлым ударом по европейскому производству.

Таким образом, экономика ЕС ослаблена сейчас, действуют несколько факторов, которые ещё больше ослабят её в ближайшие годы, и возможны дополнительные неблагоприятные факторы – экономический кризис Европы в течение следующих нескольких лет с учётом всех этих факторов становится высоковероятным сценарием.

Дальнейшее расширение ЕС ввиду нынешней экономической слабости Европы и вероятного в будущем кризиса окончательно становится самоубийственной политикой.

В большинстве европейских стран, претендующих сегодня на вступление в ЕС, существуют неурегулированные территориальные, этнические и этноконфессиональные конфликты. Страны Западных Балкан до сих не оправились от последствий распада Югославии, в Молдавии не решена проблема Приднестровья, на Украине в любой момент может снова вспыхнуть Донбасс. Все эти конфликты в случае дальнейшего расширения ЕС европейцы получат в качестве «своих».

Если политика расширения будет подтверждена в качестве абсолютного приоритета ЕС, то к этому списку придётся добавить ещё и Турцию, имеющую в своём составе Курдистан и граничащую на юге с охваченной гражданской войной Сирией. Гражданами Евросоюза станут большие группы людей, имеющих опыт военных преступлений, этнических чисток (в случае Украины – до сих пор не сдавшие оружия) и террористической деятельности (не только в Турции, но и в Косово, и в Албании большинство населения составляют мусульмане, к тому же в Европу через Турцию из Сирии и Ирака бегут далеко не только женщины и дети).

Внутренние проблемы стран-кандидатов на членство в ЕС – ещё одна причина неминуемого распада Евросоюза при сохранении Брюсселем и еврограндами политики расширения.

Не случайно де-факто победивший на президентских выборах в Австрии кандидат от ультраправой Партии свободы Норберт Хофер на днях заявил, что в случае принятия в Евросоюз Турции Австрия из Евросоюза сразу же выйдет. Но в Европе немало и правящих системных политиков, которые понимают опасность дальнейшего расширения ЕС: премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, правительство которого ранее сочло необходимым проигнорировать результаты референдума об ассоциации Украины с ЕС, на последнем саммите ЕС упомянул этот референдум в качестве препятствия на пути европейской интеграции Украины. Канцлер ФРГ Ангела Меркель и МИД Германии на прошлой неделе заявили, что вопрос о членстве Украины в ЕС «в обозримом будущем не стоит в повестке дня».

Тем не менее пока что брюссельская бюрократия и лидеры стран романо-германского ядра ЕС по инерции продолжают говорить о дальнейшей экспансии евроинтеграции на юг и юго-восток Европы.

Европейский союз действует в той самой имперской логике, которую восточноевропейские русофобы исторически пытаются приписать России: расширение ради расширения, экспансия на новые территории как смысл существования империи и её самоцель.

Логика перманентного расширения всегда плохо заканчивалась для империй: все они начинали деградировать и погибали на той стадии, когда территориальная экспансия переставала быть выгодной, но в метрополии не могли остановиться и продолжали расширяться на новые земли. То же произойдёт и с Евросоюзом, если он не откажется от безумного еврооптимизма с планами включить в свой состав Турцию, Украину и Албанию.

В условиях хронического кризиса европейской интеграции европейский проект от распада может спасти не расширение, а сокращение ЕС.

Это сокращение не обязательно проявится в формальном изгнании из «Единой Европы» Польши с Прибалтикой и Румынии с Болгарией. Союз 27 стран (или уже 26?) сохранится, но станет иерархическим образованием: внутри старого ЕС возникнет и будет структурно оформлен новый союз: закрытый «гольф-клуб» государств европейского ядра со своим миграционным законодательством, финансовой системой, социальной и экономической политикой.

Войдут в этот новый «ЕС для богатых» шесть стран – основателей ЕС, к которым, скорее всего, присоединятся другие европейские «доноры»: страны Скандинавии, Австрия и, возможно, даже Чехия. Все остальные члены «большого Евросоюза» окажутся на положении Украины, Молдавии и других ассоциированных членов ЕС: без прав и с обязанностями, но зато и с почётным статусом формальных членов «европейской семьи».

Контуры «ЕС для богатых» за последние несколько лет всякий раз начинали прорисовываться, когда внутри Европы доходило дело до крупного кризиса. Когда в 2010–2011 годах еврозона переживала трудности, вызванные кризисом суверенного долга в странах Южной Европы, основным инструментом выхода из кризиса были прямые консультации лидеров Германии и Франции (чей тандем получил в прессе насмешливое прозвище «Меркази»). Когда Евросоюзу пришлось останавливать войну в Донбассе, инструментом прекращения кровопролития стали прямые переговоры лидеров Германии и Франции с лидерами России и Украины. Когда из ЕС собралась выйти Великобритания, экстренный план по выходу из кризиса евроинтеграции сели разрабатывать главы МИД Германии и Франции.

Преодоление многовековой вражды и стратегический союз двух крупнейших европейских государств стал фундаментом нынешнего Евросоюза – именно Германия и Франция и станут сопредседателями закрытого «гольф-клуба» богатых членов ЕС, создание которого сможет преодолеть распад Евросоюза.

При этом сохранение ЕС (и даже сохранение его формально в прежних границах) подразумевает принесение в жертву «балласта» – стран-членов из Восточной и частично Южной Европы, неспособных самостоятельно себя прокормить.

К такому решению взамен политики расширения и придут в конце концов еврогранды, когда вопрос о распаде Евросоюза встанет ребром.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров