Политика Политика

Какие цели преследует Германия в «нормандской четверке»?

Источник изображения: Телеканал 360
 

В Париже завершается подготовка к переговорам лидеров государств «нормандской четверки» — России, Украины, Германии и Франции — по урегулированию конфликта в Донбассе. Каждая из стран — частниц «нормандского формата» преследует на переговорах свои интересы, и частичное совпадение этих интересов сделало переговоры в Париже возможными. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, зачем «нормандский формат» нужен Германии и какие цели преследует Берлин, участвуя в переговорах о судьбе Донбасса.

Предстоящие 9 декабря переговоры в «нормандском формате» во многом обязаны активности президента Эммануэля Макрона на внешнеполитическом направлении. Французский лидер готов принять в Париже коллег из России, Германии и с Украины для обсуждения перспектив Минских соглашений. Организация представительной встречи по украинскому кризису может рассматриваться в одном ряду с резонансными заявлениями Макрона о «смерти мозга» НАТО, полемике с Дональдом Трампом и другими яркими инициативами, призванными продемонстрировать независимый характер французской внешней политики.

В то же время согласование новой встречи в «нормандском формате» со стороны Запада было бы невозможным без принципиального согласия на нее Германии. В Берлине нет возражений относительно того, что переговоры «нормандской четверки» могут принести положительный результат. Для них есть неплохие предпосылки: конструктивная риторика президента Зеленского, достигнутые результаты по разведению противоборствующих сторон на проблемных участках, позитивные сигналы со стороны России.

Немецкое руководство, как и российское, не было настроено проводить встречу ради встречи, и предстоящие в Париже переговоры следует рассматривать прежде всего с позиции готовности к ним в Берлине и Москве.

Для Германии «нормандский формат» является важной диалоговой площадкой с Россией по обсуждению украинского кризиса и сопутствующих ему проблем. Несмотря на то, что формат получил свое развитие по инициативе Франции, именно Берлин считается негласным выразителем позиции Европы и до известной степени всего Запада. Среди всех лидеров ЕС (не говоря о США) только Ангела Меркель обладает достаточным опытом переговоров и международным авторитетом, чтобы результативно и конструктивно дискутировать с Владимиром Путиным.

На переговорах «нормандской четверки» лидеры России и Германии могут обсудить не только реализацию Минских соглашений, но и сопутствующие вопросы, например, газовый транзит через территорию Украины.

Благодаря «нормандскому формату» сокращение контактов на высшем уровне после 2014 года между Россией и Германией не стало абсолютным. В дни наибольшего обострения украинского кризиса Ангела Меркель фактически выполняла посреднические функции между Западом и Россией. Это обстоятельство давало возможность поддерживать диалог и по вопросам двухсторонних отношений.

Благодаря «нормандскому формату» Германия укрепляет свои отношения с Францией, оставаясь в сложившимся европейском тандеме на лидирующей позиции. Президент Франсуа Олланд был не в состоянии выйти из тени опытного канцлера ФРГ. Напористость и энергичность Эммануэля Макрона демонстрирует стремление Парижа перехватить инициативу у немецких коллег. Однако в действительности Париж мало что может предложить участникам переговоров, кроме отдельных организационных инициатив.

Экономические интересы Германии на Украине представлены значительно шире, чем у Франции, а вовлеченность Берлина в восточноевропейские проблемы на порядок выше французской активности в этом направлении.

Накануне президентских выборов на Украине оба кандидата были одинаково тепло (читай — безразлично) приняты Макроном, тогда как в ведомстве Федерального канцлера предпочли четко расставить приоритеты, организовав встречу Меркель только с Петром Порошенко.

С другой стороны, формальный дипломатический вес Парижа полезен для немецкого руководства. Вряд ли украинский кризис потребует актуализации статуса Франции как ядерной державы. Но право вето, да и сам голос в Совбезе ООН может оказаться востребован. На французских партнеров можно переложить и озвучивание непопулярных или репутационно сомнительных инициатив, неприемлемых для осторожной немецкой дипломатии.

«Нормандский формат» стал тренировочным полигоном для немецкой дипломатии по разрешению международных кризисов.

Многочисленные хитросплетения на Ближнем Востоке и волнения в Латинской Америке пока остаются вне серьезного влияния со стороны Берлина. Однако в отношении Украины Германия действует как заинтересованный игрок.

Неслучайно одна из наиболее важных инициатив по урегулированию кризиса на Украине носит имя президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Немецкие политики приобретают ценные навыки работы по продвижению германских и европейских интересов в нестабильном геополитическом пространстве при взаимодействии с крупнейшими международными игроками.

В условиях охлаждения американо-германских отношений при президенте Дональда Трампе, участие ФРГ в «нормандском формате» приобрело новое звучание и в контексте диалога Берлина и Вашингтона.

В свое время в Германии не поддержали предложение украинского президента Владимира Зеленского расширить «нормандский формат» за счет включения в него США.

Несмотря на внешнее единство Запада в украинском кризисе, Берлин и Вашингтон имеют разных фаворитов в политической жизни Украины и не едины в своих оценках будущего восточноевропейского государства.

Соединенные Штаты являются в данной ситуации для ФРГ не надежным тылом и могущественным заокеанским партнером, а конкурентом за экономическое и политическое влияние.

Германия, как и Россия, заинтересована в скорейшем разрешении украинского кризиса. Военная напряженность в Донбассе, продолжение спада украинской экономики, политический хаос закрепляют за Украиной статус очага нестабильности на востоке европейского континента.

Возобновление масштабных боевых действий на Юго-Востоке приведет к волне беженцев на территорию ЕС, вынудив немецкие власти снова финансировать их размещение и содержание.

Прогресс в установлении мира на Украине позволит Германии запустить процесс по пересмотру антироссийских экономических санкций, в пользу чего выступают влиятельные политические силы как внутри правящей коалиции, так и среди оппозиции.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Декабрь определит судьбу Зеленского
3 декабря 2019
Владимир Зеленский пережил собственную «черную пятницу»: согласно последним исследованиям Киевского международного института социологии, рейтинг президента упал с 73% в сентябре до 52% в ноябре.
«Сила Сибири» избавила Россию от нужды в газовых рынках Европы с Прибалтикой
3 декабря 2019
Россия при нынешних глобальных тенденциях взрывного роста Азиатско-Тихоокеанского региона может позволить себе роскошь отказаться европейского газового рынка.
Смерть мозга НАТО оставит Польшу и Прибалтику без защиты от «российской агрессии»
4 декабря 2019
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган перед вылетом на саммит НАТО в Лондон заявил, что его страна продолжит блокировать планы по защите Польши и Прибалтийских республик, если партнеры Анкары не признают террористами курдские отряды самообороны.
Украинский народ лишают жизненного пространства
5 декабря 2019
Интервью с военным экспертом, президентом Центра исследования общественных прикладных проблем Александром Жилиным.
Обсуждение ()
Новости партнёров