×
Политика Политика

Ультраправые прорвали «антифашистский фронт» Германии

Источник изображения: zdf.de

В Германии случилось «политическое землетрясение»: правящий Христианско-демократический союз Ангелы Меркель пошел на сделку с крайне правой «Альтернативой для Германии» в ландтаге федеральной земли Тюрингия. Нарушение табу немецкой политики на сотрудничество системных партий с АдГ вызвало беспрецедентный скандал: произошедшее в Тюрингии называют прорывом «антифашистского фронта».

Премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов ожидал своего переизбрания 5 февраля. После октябрьских земельных выборов действующая коалиция из «Левых», СДПГ и «Зеленых» утратила большинство. Впрочем, явной альтернативы красно-красно-зеленой коалиции не было.

Казалось, что политики сошлись на идее правительства меньшинства. Действующая коалиция должна была продолжить свою работу, опираясь на негласную поддержку христианских демократов. Хотя Рамелов и представитель «Левых», он зарекомендовал себя как хороший управленец и открытая к сотрудничеству фигура.

Однако голосование в тюрингском ландтаге принесло сюрприз. С перевесом в один голос победу одержал кандидат от Свободной демократической партии (СвДП) Томас Кеммерих. Фракция «Левых» выглядела растерянной. На церемонии приведения Кеммериха к присяге руководитель фракции «Левых» в тюрингском ландтаге Сюзанна Хенниг в гневе бросила букет цветов ему под ноги.

Избрание Кеммериха премьер-министром Тюрингии взбудоражило всю Германию. И дело совсем не в политических качествах вполне респектабельного политика, возглавившего «зеленое сердце Германии».

Главная причина для скандала — роль в избрании Кеммериха депутатов «Альтернативы для Германии». Фракция АдГ в ландтаге Тюрингии в полном составе отдала свои голоса кандидату от либералов. Вместе с голосами от ХДС и СвДП они обеспечили Кеммериху победу с минимальным перевесом.

Очевидно, скоординированное голосование трех партий стало возможным в результате закулисных переговоров. Участие в них АдГ означает для ультраправых прорыв политической блокады, в которой они находятся после первых электоральных успехов.

В ХДС и СвДП подтверждают, что не намерены вступать в коалицию с «Альтернативой для Германии», но «красные линии» по взаимодействию с ультраправыми уже безвозвратно нарушены.

Усиливает скандал и ряд дополнительных обстоятельств.

Во-первых, фракция свободных демократов в парламенте Тюрингии самая малочисленная (наравне с «Зелеными»). На последних земельных выборах цифра 5 стала для либералов судьбоносной. Партия прошла в тюрингский парламент благодаря всего пяти голосам, которые позволили преодолеть пятипроцентный барьер и провести пять депутатов. На прошлых выборах в Тюрингии либералы в ландтаг не прошли. Теперь же очевидные аутсайдеры заполучили пост премьер-министра.

Во-вторых, руководство отделения АдГ Тюрингии имеет противоречивую репутацию даже на фоне и без того весьма сложного имиджа «Альтернативы».

Местный партийный лидер Бьёрн Хёкке олицетворяет собой праворадикальное крыло АдГ и периодически выступает с провокационными заявлениями. Именно ему принадлежит критика мемориала жертвам Холокоста в центре Берлина.

Публичные выступления Хёкке эмоциональны и преисполнены обличительного пафоса.

В результате состоявшиеся выборы премьер-министра Тюрингии дают обывателю такую картину: ХДС и АдГ сговорились между собой, поддержали кандидатуру аутсайдеров из СвДП, чтобы лишить полномочий популярного лидера от партии «Левые» Бодо Рамелова.

Формально правящей коалиции с участием «Альтернативы», конечно, не будет. Однако конфигурация правительства меньшинства христианских демократов и либералов без поддержки АдГ нежизнеспособна.

Другие партии после проделанной махинации с голосованием на сотрудничество с ними не пойдут.

На момент подготовки данной публикации центральное руководство ХДС и СвДП стремилось дистанцироваться от происходящего в Тюрингии и объясняло голосование инициативой на местах. Лидер ХДС, преемница Ангелы Меркель Аннегрет Крамп-Карренбауэр подтвердила запрет на сотрудничество с АдГ. Руководитель либералов Кристиан Линднер лично отправился в Эрфурт, чтобы обсудить положение с Кеммерихом.

Единственной возможностью сохранить лицо в ХДС и СвДП считают назначение новых выборов в Тюрингии.

Однопартийцы на местах с таким решением пока не согласны. Они убеждены, что смогли успешно разложить коалиционный пасьянс, выжав из ситуации максимум возможного. О вероятной неизбежности переговоров с АдГ они сообщали в центр давно и не один раз.

Даже если центральное руководство одержит верх и новые выборы будут назначены, ничто не указывает на то, что новые результаты изменят политический расклад в Тюрингии. Лидирующие позиции «Левых» и АдГ останутся без изменений. Эта константа делает задачу по формированию нового земельного правительства практически нерешаемой.

В любом случае, АдГ удалось, пусть и закулисно, стать полноценным партнером для переговоров с немецкими консерваторами и либералами. Для «Альтернативы» это крупный успех, и он вызывает справедливую тревогу у немецких политиков.

Примечательно, что он достигнут усилиями радикального крыла АдГ, с риторикой которого не всегда полностью согласны даже консервативные однопартийцы, некогда разочаровавшиеся в ХДС и переметнувшиеся к правым популистам.

Ситуация в Тюрингии укрепит позиции радикалов внутри «Альтернативы для Германии», которые и без того демонстрируют в последнее время высокую активность.

От популистских позиций партия переходит к куда более агрессивной риторике.

Наглядно эта ситуация проявилась в ходе недавнего скандала с сопредседателем АдГ Алис Вайдель, которая опубликовала пост в память о немецких гражданах, бежавших от Красной армии зимой 1945 года.

Сокрушаясь о трудностях и лишениях, с которыми столкнулось мирное население восточных районов Германии, госпожа Вайдель предпочла не упоминать о причинах, по которым красноармейцы оказались у границ Третьего рейха.

Об этом забывчивому политику пришлось напомнить посольству России в ФРГ.

Попытки провокационного переосмысления исторических нарративов свидетельствуют о радикализации АдГ и готовности партии пробовать на прочность основы политического и общественного консенсуса.

Решение Кеммериха уйти в отставку, сделанное под беспрецедентном давлением, не вернет ситуацию в докризисное состояние. Для принятия решения о самороспуске ландтага необходимо большинство в две три голосов. После продолжительных переговоров с центральным партийным руководством местное отделение ХДС неожиданно проявило твердость и отказалось поддерживать роспуск земельного парламента. У депутатов от «Левых», СДПГ и «Зеленых» не хватит голосов для принятия этого решения. Напряженные переговоры продолжаются, все больше запутывая ситуацию.

Хаос в Тюрингии играет на руку АдГ. Политические оппоненты ультраправых уже продемонстрировали как непоследовательность своего курса, так и отсутствие внутреннего единства. «Альтернатива» же выступает как оппозиционная сила, в борьбе с которой системные партии готовы идти на деформацию демократических принципов и процедур. Это плохой сигнал для избирателей. В случае, если новые выборы в Тюрингии все же состоятся, их итог может быть драматичным.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Тартуский договор утратил силу: Эстонии бессмысленно рассчитывать на земли России
2 февраля 2020
Интервью с президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктором экономических наук, профессором СПбГУ Николаем Межевичем.
Меркель после встречи с Путиным не рискнула лететь через Беларусь
12 января 2020
Германский канцлер Ангела Меркель предпочла облететь территорию Беларуси, возвращаясь после переговоров в Кремле. Самолет канцлера возвращался в Берлин из Москвы в субботу, 11 января, через страны Прибалтики.
5 причин, почему Россия и Германия достроят «Северный поток — 2»
20 января 2020
Германия демонстрирует политическую волю достроить газопровод «Северный поток — 2» вопреки давлению США и стран Восточной Европы.
«Северному потоку — 2» быть: о чем договорились Меркель и Путин
13 января 2020
Канцлер Германии Ангела Меркель встретилась в Кремле с президентом России Владимиром Путиным.
Новости партнёров