×
Политика Политика

После учений «Запад-2017» в НАТО скажут: «Россия снова побоялась оккупировать соседей»

Источник изображения: mil.ru

Менее чем через неделю стартуют совместные российско‑белорусские учения «Запад‑2017», на которых будет отрабатываться оперативная совместимость штабов различных уровней, а также взаимодействие перспективных систем управления войсками и оружием. Открытость информации об учениях и заявления высокопоставленных лиц обеих стран не помешали западным СМИ и чиновникам в течение года проводить информационную компанию по дискредитации маневров, обвиняя Россию и Беларусь в подготовке аннексии территорий и нападении на соседние страны. В ходе видеомоста Москва — Минск эксперты в области международных отношений и внешней политики попытались ответить, чем вызваны подобные действия, каковы интересы НАТО на постсоветском пространстве и чего следует ожидать в горячих и «замороженных» точках нестабильности на территории бывшего СССР. В рамках мероприятия состоялась презентация российско белорусского аналитического доклада «Интересы НАТО на западном фланге постсоветского пространства», подготовленного при поддержке Центра изучения перспектив интеграции (Россия).

Несмотря на то, что российско‑белорусские учения проходят регулярно, подобная волна информационного шума является нетипичной, с чем согласились все эксперты. Генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции и главный редактор аналитического портала RuBaltic.Ru Сергей Рекеда назвал данные процессы «политическим толкинизмом»: 

Сергей РекедаСергей Рекеда

«Вокруг российско‑белорусских учений в информационной сфере развернулся настоящий ажиотаж. Учения рассматривают как предлог для оккупации стран — Беларуси, прибалтийских республик и Украины. Раздувание информационного шума — это провокация, призванная обратить внимание на позицию Украины, Польши и стран Балтии и собственные проблемы НАТО с безопасностью, которые наметились после избрания президентом США Дональда Трампа».

Дональд Трамп перед церемонией инаугурацииДональд Трамп перед церемонией инаугурации
Сегодня балто‑черноморский регион и западный фланг постсоветского пространства по факту является пространством конкуренции с Россией, на котором ее влияние стремятся уменьшить и нивелировать.

Что должна делать Россия? — «Выстраивать свою политику и действовать исходя из анализа истинных интересов НАТО в регионе, а не информационного шума. На мой взгляд, эта линия вполне выдерживается», — добавил Сергей Рекеда.

Интересы НАТО вступают в прямой конфликт с интересами России не только в Прибалтике, но и в Закавказском регионе. Отказ Армении от участия в многонациональных учениях на территории Грузии доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов назвал «бурей в стакане воды». На самом деле, представительство армянских военных в учениях «Agile Spirit – 2017» предполагалось довольно скромным.

Сергей МаркедоновСергей Маркедонов
Взаимоотношения НАТО и России интересны тем, что существуют серьезные противоречия в видении безопасности между Москвой и Брюсселем. Европейская безопасность сейчас воспринимается в Брюсселе как натовская и евросоюзовская безопасность. Москва же видит эту формулу как «НАТО плюс Россия».

В своем выступлении Сергей Маркедонов также отметил следующее: «говоря об интересах НАТО, мы в России часто выступаем натоцентристами. Мы видим, что хочет сделать НАТО, забывая при этом, что у Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана и всех остальных есть свои собственные интересы в сотрудничестве с НАТО. И это очень разные интересы. 

Например, Армения — наш союзник по ОДКБ. Ее называют «форпостом» России на Кавказе, это единственная закавказская страна, где есть российское военное присутствие. Армения, которая вовлечена в конфликт из‑за Нагорного Карабаха, не может допустить, чтобы Азербайджан монополизировал эту тему в своем диалоге с НАТО. У Азербайджана схожий интерес».

В своем выступлении Маркедонов обратился и к молдавским сюжетам. «Между тем в Молдове установилось двоевластие. На днях президент Додон заблокировал участие молдавских военных на территории соседней Украины, а правительство через день приняло решение об их участии там. Вместе с тем, два этих фланга считают, что Приднестровье должно быть частью Молдовы, только одни ставят на Запад, другие — на Россию. Пространство у президента Додона для маневра остается довольно узкое».

Игорь ДодонИгорь Додон
Лейтмотивом доклада «Интересы НАТО на западном фланге постсоветского пространства» является идея о том, что у НАТО нет универсальной модели в отношениях с постсоветскими странами‑партнерами, что связано с устремлениями самих этих стран.

«Фактор НАТО является фактором внутренней политики в постсоветских странах. По нему судят о степени патриотизма, что особенно актуально сейчас на Украине», — прокомментировал Сергей Маркедонов.

Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин дополнил выступление коллеги тезисом: «Политика НАТО к странам‑партнерам и их политика к НАТО серьезно разнится, говорить о блоковом единстве не приходится».

Эксперт затронул вопрос отношений Североатлантического альянса с Украиной.

Александр ГущинАлександр Гущин
«Летние события на Украине свидетельствуют о том, что все разговоры, будто США и НАТО сдают Украину или уходят из нее — это очень большое преувеличение. Хотя к руководству в Вашингтоне пришла новая администрация, Украина по‑прежнему воспринимается американцами как важный внешнеполитический форпост и инструмент сдерживания России на постсоветском пространстве».

Активность НАТО на украинском черноморском побережье и визит Мэттиса (министр обороны США — прим. RuBaltic.Ru), его участие в торжествах ко Дню независимости Украины только подтверждают приведенный выше тезис».

Александр Гущин также предположил: «В обозримой перспективе Украина не станет членом НАТО или Европейского союза, что подтверждают результаты летнего саммита ''Украина — ЕС''. Также остается открытым вопрос о передаче Украине летального оружия. Сотрудничество будет продолжаться, но речь не идет о бесплатных передачах больших партий оружия. Многое будет зависеть от ситуации в зоне конфликта, будет ли он замороженным или тлеющим, произойдет ли серьезная эскалация — в зависимости от этого взаимоотношения НАТО и Киева будут видоизменяться».

Как уже было сказано ранее, нестабильная ситуация сохраняется в Молдове. Правительство показывает, что не обращает особого внимания на заявления президента Додона. Тучи информационного шума сгущаются над Приднестровьем. США объявили тендер на строительство военного полигона на территории Молдовы, инфраструктура которого дает возможность отрабатывать боевые действия в городских условиях. Строительство данного объекта является элементом подготовки национальной армии Молдовы, а также подтверждает наличие угрозы разморозки приднестровского конфликта, что вызывает тревогу, отметил эксперт.

Пресс‑конференцию продолжили белорусские эксперты. Директор неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский охарактеризовал так называемые «независимые СМИ» как абсолютно зависимые от иностранных правительств и выразил мнение, что именно они проводят дезинформационные операции в информпространстве Беларуси и России. По мнению эксперта, основная цель этих акций — замаскировать усиление военного присутствия НАТО на Востоке.

Александр ШпаковскийАлександр Шпаковский
«Только в 2017 году НАТО запланировало провести 28 военных учений у границ России, в которых примет участие порядка 60 тысяч военнослужащих», — сообщил Александр Шпаковский.

Эксперт отметил следующее: «Союзное государство России и Беларуси в информационном противоборстве занимает позицию объекта воздействия, реагирует ситуативно, выступает в роли догоняющего. Хотя учения 'Запад‑2017'' являются плановыми, аналогичные учения проводятся давно, они демонстрируют единство белорусско‑российского союза и его военную силу.

Упреки в адрес Беларуси в том, что на ее территории будут размещены на постоянной основе российские войска или техника для удара в направлении Вильнюса, Киева или Варшавы, слышны со стороны государств, которые добровольно и по собственной инициативе уже разместили иностранные воинские контингенты на своей территории. По сути, это государства с урезанным суверенитетом».

Де факто, сегодня Молдова не является нейтральным государством, а вовлечена в контекст НАТО и имеет интегрированные с Румынией штабы и военное командование. По мнению Александра Шпаковского, эскалация двоевластия между президентом и правительством произойдет в ходе парламентских выборов в 2018 году.

«Молдова сегодня является, по сути, расколотым государством. Если основные игроки евроатлантического сообщества не откажутся от логики противостояния, то, скорее всего, в будущем Молдову ждет гражданский конфликт по Украинскому образцу», — пояснил Александр Шпаковский.

Директор Центра изучения внешней политики и безопасности Сергей Палагин обратил внимание участников телемоста на тактические элементы нынешнего противостояния: «Когда мы говорим о 28 учениях НАТО у границ с Россией и Беларуси, то забываем о военных, которые постоянно проходят ротацию на территории Прибалтики и Польши. Этих людей можно, без всяких сомнений, причислять к числу участников учений. Они также прошли необходимую военную подготовку, чтобы проводить военные экспансии или другие недружественные вещи».

Сергей ПалагинСергей Палагин
По мнению Сергея Палагина, деятельность НАТО в Беларуси очень долго была похожа на «ласкового плюшевого медвежонка»: обмен опытом по линии Министерства обороны; тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф; научные проекты.

«Главный интерес НАТО в Беларуси — дистанцировать Республику Беларусь от Российской Федерации в военной сфере, — считает эксперт. — Однако событий, которые бы дискредитировали страны в вопросах безопасности и военного сотрудничества, никогда не происходило. Так будет продолжаться и впредь».

Возникает вопрос: «Что же произойдет, когда российские войска покинут территорию Беларуси после окончания учений?» Сергей Палагин выразил следующее мнение: «Мы с вами опять проиграем, а кто‑то получит ордена. Это стратегия НАТО. Будет задан вопрос: ''Почему Россия покинула территорию Беларуси и не продолжила свое наступление на Сувалкский коридор?''. На этот вопрос ответят: ''По той причине, что был поднят информационный шум. Россия опять испугалась''».

По мнению Сергея Палагина, после окончания учений «Запад‑2017» взаимоотношения между Россией и Западом не упростятся: будут созданы новые информационные поводы. «Вероятно, они уже существуют», — заметил эксперт.

Таким образом, взаимоотношения Россия — НАТО продолжают играть определяющее значение для общеевропейской системы безопасности и существенно влияют на внутреннюю политику постсоветских государств. В поддержании определенных отношений с НАТО заинтересованы сами постсоветские страны. Россия же в сложившейся ситуации не должна терять бдительности. Российскому руководству следует продолжать доказывать партнерам из бывшего СССР свою эффективность и выгоду от поддержания с ней доверительных отношений.


Российско-белорусский аналитический доклад «Интересы НАТО на западном фланге постсоветского пространства». Доклад подготовлен при поддержке Центра изучения перспектив интеграции (Россия).

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров