×
Политика Политика

Директор РАНХиГС: Калининградская область всегда была ориентирована на Беларусь

Источник изображения: Архив «Клопс»

Беларусь и Россия находятся на финальной стадии согласования дорожных карт углубленной интеграции. По словам посла РФ в Минске, несогласованной остается только одна интеграционная карта — по энергоносителям. После ее утверждения можно будет говорить о начале полноценной реализации Союзного государства. О том, что означает объединение двух государств для исторически тесно связанной с Беларусью Калининградской области, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал директор северо-западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), в прошлом — вице-губернатор Калининградской области Михаил ПЛЮХИН.

— Г-н Плюхин, очень актуальная сегодня тема — это Беларусь. Меня она, разумеется, в первую очередь интересует как калининградца, как жителя Калининградской области. Думаю, что Вы тоже можете многое по этому поводу сказать. Что Калининградская область значит для белорусско-российских отношений? Для чего калининградцам Беларусь, чем она важна?

— Когда мы несколько лет назад были с официальной делегацией в Беларуси, это было, конечно, очень по-доброму, тепло, но, кроме того, это еще было очень уважительно!

Мы все-таки регион, а нашу делегацию принимал президент Беларуси. С его стороны стояло правительство Беларуси, с нашей стороны стояло правительство Калининградской области. И мы обсуждали вопросы, общались с федеральными министрами, если перевести на наш уровень. Конечно, спасибо белорусским коллегам, они нам многое тогда подсказали и помогли.

И, помню, обсуждая тему транзита, президент Лукашенко говорит: «Мы нашу калининградщину никому не отдадим!»

И мы все такие сидим, раскрыв рты.

Так что как я могу относиться к Беларуси? У меня родители моей супруги оттуда, они там учились, мама оттуда, там родня.

Калининградская область всегда была, так сказать, ориентирована на Беларусь.

Оттуда приезжали специалисты, наши специалисты там учились, была очень сильная кооперация между промышленными предприятиями.

То есть у Лукашенко есть основания говорить «наша калининградщина»?

— Президент Беларуси как всегда афористичен, но, понимаете, мы все время эту ситуацию рассматриваем в двух измерениях: а) в человеческом; б) в государственном. Вы же тоже наверняка часто бываете в Беларуси. У вас возникает какое-нибудь чувство дискомфорта? Нет.

Я никого из наших соседей не хочу задеть, но, все-таки, когда мы приезжаем в иностранное государство, у нас возникает некое чувство дискомфорта. Нам нужно, чтобы ухо у нас прибилось, нужно вспомнить, что в Литве если на туалете нарисована буква «М», то это женский туалет, понимаете? Потому что это Moteris. Это еще надо вспомнить. Возникает какой-то дискомфорт.

Когда россиянин приезжает в Беларусь, у него по-человечески никакого дискомфорта нет.

Нас всех в какой-то мере, наверное, радуют чистота в городах, качественные продукты. Социальная ориентированность государства. Стоимость продуктов, стоимость жилищно-коммунальных услуг. При том, что я отлично в экономическом плане понимаю, чего это стоит и откуда это берется.

Вы сказали о различении человеческого и государственного. Если говорить о государственном измерении, то если все-таки будут заключены соглашения об углубленной интеграции, о реализации проекта Союзного государства, тогда у белорусов будут и юридические основания говорить «наша калининградщина», а мы, соответственно, сможем говорить «наша Беларусь». Станет ли реальная интеграция России и Беларуси весомым подспорьем для Калининградской области? Что она даст региону в экономическом плане и в гуманитарном?

— Я, опять же, буду идти от конкретных примеров. У нас в Калининграде нет сейчас толковых компьютерщиков, программистов для обеспечения работы больших организаций и предприятий. И даже начинающих не найти. Мы задались вопросом, где найти преподавателей, которые научат этих компьютерщиков?

И вот вам, пожалуйста, я сейчас разговариваю с белорусскими коллегами и выясняю, можем ли мы позвать их сюда, согласны ли они, за какие деньги, и так далее, и так далее.

Беларусь ближе к нам географически и культурно, у нас один язык. Извините, что я какие-то банальности говорю, но один и тот же менталитет, тот же взгляд на жизнь, много общего исторического прошлого.

Ведь уже даже сегодня, сталкиваясь с людьми или с молодежью из других стран СНГ, начинаешь чувствовать такой легкий водораздел, что ли, я вот так вот скажу.

И абсолютно этого не ощущаешь в общении даже с молодыми белорусами.

Мы недавно были на Чемпионате мира по хоккею. Белорусы после того, как их сборная проиграла, болели за наших. Вы видели когда-нибудь, чтобы американцы болели за канадцев?

Я не в курсе.

— Я такого никогда наблюдал. У них отношения не самые, мягко говоря, сердечные. В отличие от белорусов и россиян.

Поэтому, мне кажется, та ориентированность друг на друга и наши человеческие, хозяйственные отношения (не говорю уже о военно-политической сфере), они никуда не делись. Может быть, знаете, чуть остыли. Но это восстановимо.

Поэтому я за то, чтобы мы нашли форму нашего объединения. Я сейчас вспомнил ни с того ни с сего слова Владимира Ильича Ленина, который сказал: «Для того, чтобы объединяться, нужно сначала окончательно размежеваться». Мне кажется, что как раз нам в отношениях с нашими белорусскими друзьями не надо размежевываться, потому что мы не разделились.

Да, существуют два государства. Существуют, конечно, признаки государства: граница, законодательство, суверенитет на территории, вооруженные силы, своя денежная единица.

Примеров не счесть, когда разнородные конструкции существуют как одно государство, единое государство.

Та же Швейцария. Сколько там языков государственных? Четыре? И мы с вами помним историю, что одна часть находилась там, другая там, третья здесь. Но они же существуют сейчас все вместе. Мне кажется, что мы должны найти механизмы такого же объединения и общего существования.

Я даже сужу свой предыдущий вопрос. Ваша академия заинтересована в белорусских студентах, в научных контактах с белорусскими коллегами, в стажировках госслужащих из Беларуси здесь?

— Я вообще заинтересован во всех студентах. Что же касается уровня подготовки белорусских специалистов… Из своей прошлой жизни, скажем так, на одном из больших промышленных предприятий Калининградской области я могу сказать, что он очень высокий. Преподавательские кадры серьезные. БелАЗы ведь производит не так много государств. Я имею в виду, такого масштаба.

Таких размеров вообще ни одно не производит, кроме Беларуси.

— Американцы что-то подобное делают, но неважно. Важно, что вся цепочка там требует такой инженерной подготовки, что мама не горюй. Поэтому я двумя руками и за студентов, и за преподавателей из Беларуси, и за обмен опытом, и за обучение.

То есть и учиться, и учить?

— Да, я согласен и на то, и на другое.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Атом не пройдет»: Литва помешает России достроить  Балтийскую АЭС?
10 июля 2021
Информация о возможном возобновлении строительства Балтийской атомной электростанции вызвала недовольство в Литве. Любые подобные проекты в Восточной Европе — это удар по самолюбию Литвы, которая добровольно отказалась от своей Игналинской АЭС.
Делегации России и Беларуси покинули заседание ОБСЕ в знак протеста
6 июля 2021
Российская и белорусская делегации покинули заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ в знак протеста из-за включения в повестку резолюций с оценками действий Москвы и Минска.
Пространство возможностей сужается:  что подталкивает Лукашенко к признанию Крыма?
8 июля 2021
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия ждет Александра Лукашенко в Крыму. На высказывание Пескова тут же отреагировал глава Республики Крым Сергей Аксенов, по словам которого на полуострове рады принять президента Беларуси, и он здесь будет чувствовать себя как дома.
Восточное притворство: Минск пытается спасти последние мосты в отношениях с Евросоюзом
4 июля 2021
Беларусь заявила о приостановке своего членства в инициативе «Восточного партнерства» ЕС. На фоне очередных дипломатических демаршей Минска все более настойчиво циркулируют слухи о введении пятого и даже шестого пакета европейских санкций в отношении Беларуси. Игра на повышение между Минском и Брюсселем продолжается.
Новости партнёров