Кабинет министров премьера Эвики Силини снова находится под угрозой развала из-за экономических проблем и разногласий в парламенте.
Несоответствие между реальными национальными интересами и политической линией, проводимой правящими элитами стран Балтии, ведет к нестабильности политической среды. Как следствие, странам становится труднее наращивать благосостояние своих граждан. Один из последних подобных примеров — политическая обстановка в Латвии.
В правящую коалицию входят партии «Новое единство» (премьер-министр Эвика Силиня и еще 7 портфелей), «Союз зеленых и крестьян» (4 портфеля) и «Прогрессивные» (3 портфеля).
Сегодня правительство переживает очередной виток политического кризиса. Следует напомнить, что наличие «пробуксовок» в работе кабинета стало заметно еще в феврале — тогда Силиня анонсировала «перезапуск» его работы. Очевидно, с целью поддержать тонус в функционировании других ведомств, премьер инициировала ряд перестановок в трех министерствах. 21 февраля она отправила в отставку министра сообщения Каспара Бришкена («Прогрессивные»), министра образования Анду Чакшу («Новое Единство») и министра благосостояния Улдиса Аугулиса («СЗК»). Их всех заменили однопартийцы.
Пока трудно оценить эффект от произведенных замен, хотя этот факт сам по себе вызывает сомнения в прочности пришедшей к власти коалиции. Да и население без энтузиазма восприняло подобные политические кульбиты.
Опрос, проведенный компанией по исследованию общественного мнения Kantar в марте этого года, показал, что 66% населения Латвии уверены, что «перезапуск» правительства не поспособствует улучшению его работы. При этом лишь 6% респондентов думают, что такие меры повысят его эффективность.
Основной вопрос, стоящий сегодня на повестке дня и рискующий стать яблоком раздора для партий, вошедших в коалицию — реформа портов. Эта проблема досталась нынешнему правительству в наследство от экс-премьера Кариньша.
Начало реформе было положено в 2019 году. Тогда по инициативе консерваторов у самоуправлений отобрали Рижский и Вентспилский порты, полностью передав их под контроль государства. Но и эту реформу тогдашние правящие элиты не довели до конца: помешала сначала пандемия, а потом — логистические трудности, связанные с обострением украинского кризиса.
Реформа, как изначально декларировалось, была призвана упорядочить работу портов в условиях, когда их значение для латвийской экономики лишь продолжало нарастать. Предполагалось, что политический контроль над их функционированием способен исключить лишние риски. Однако половинчатость проведенной реформы и, очевидно, необходимость перестраивать менеджмент, привели к обратному результату: грузооборот в латвийских портах упал. Вот как ситуацию прокомментировал нынешний министр экономики Латвии Виктор Валайнис («СЗК»):
«Снижение грузопотока уже составило 30%. И если грузооборот упадет еще на 10 миллионов тонн, то порты из двигателя нашей экономики превратятся в объекты, которые государство еще должно будет дотировать».
Разумеется, при анализе проблемы портов нужно принимать во внимание последствия перестройки логистических маршрутов как после пандемии, так и после искусственной изоляции России, добровольно организованной Евросоюзом.
Сегодня наиболее реальную модель организации работы портов выдвинуло министерство сообщений Латвии. Там предложили создать совет Рижского и Вентспилского портов. Каждый будет состоять из двух представителей государства и двух сотрудников местных самоуправлений. В случае возникновения разногласий решающее слово будет за министерством сообщений.
Именно пункт о «решающем слове» и вызвал раздражение как оппозиции, так и входящего в коалицию «Союза зеленых и крестьян». Последние указывают на то, что в таких условиях участие самоуправлений в советах неминуемо станет формальным и полностью зависящим от минсообщения.
Судьбу портов должен определить латвийский Сейм. Правительство выносит соответствующие поправки к Закону о портах, не разрешив толком противоречия даже внутри коалиции. А потому пока достаточного количества сторонников у варианта, продвигаемого Министерством сообщения, нет.
Любопытно, что никто из членов предыдущего Кабинета министров не понес ни политической, ни тем более уголовной ответственности за халатность при выработке столь важных для будущего страны решений. Виновники нынешнего политического кризиса и во многом бедственного состояния латвийской экономики либо перебрались на другие посты, либо тихонько ушли на безбедную пенсию. Что ж поделать, такая политическая культура.
А вот на милитаризацию латвийские правительства всегда умудряются изыскать дополнительные средства еще с 2022 года. Так, министры обороны стран Балтии в ходе встречи на эстонской авиабазе Эмари договорились увеличить военные расходы республик до 5% ВВП. Латвия уже готова поставить под ружье обладателей охотничьих билетов, отобрать частные земельные участки под нужды фортификации, даже построить завод, рассчитанный на производство до 50 тысяч снарядов в год.
Возникает вопрос: на какие деньги? Власти республики нашли на него ответ.
Например, в мае этого года Государственное казначейство Латвии продало пятилетних евробондов на 1 миллиард евро под 2,8% годовых.
Министр финансов Ашераденс даже не стал скрывать свою радость от того, что дело успешно реализовано: наконец-то кто-то еще решил проспонсировать милитаристские устремления латвийского правительства. Но казне от этого вряд ли будет легче: по состоянию на конец апреля этого года дефицит консолидированного совокупного бюджета Латвии составил 1,9% от прогнозируемого ВВП. Об этом сообщил Совет по фискальной дисциплине. В абсолютных значениях дефицит составил 777,5 миллиона евро.
Таковы политические реалии Латвии. Коалиция рискует распасться из-за разногласий по поводу портов, однако едина в отношении необходимости противостоять мнимой «русской угрозе». Может, эта «угроза» и есть то единственное, что вообще объединяет различные политические силы в Прибалтике?