В условиях противостояния с Западом вопросы кибербезопасности Союзного государства России и Беларуси выходят на передний план. Нынешняя конфронтация имеет смешанный, гибридный характер, это не классическая тотальная война ХХ века. Вооруженный конфликт на Украине является лишь одним из ее измерений.
Не меньшее значение имеют методы непрямого воздействия на общество, направленные на его дестабилизацию и подрыв внутренней устойчивости наших государств.
Век информационных технологий предоставляет широкие возможности для этого. Это воздействие на электронные системы управления теми или иными ключевыми объектами инфраструктуры, кибермошенничество, распространение через социальные сети ложной и недостоверной информации с целью деструктивного воздействия на общество.
Важным фактором является и технологическая зависимость от Запада, которая сложилась в постсоветский период и которую США и ЕС начали использовать как один из инструментов санкционного давления. Это вызывает острую необходимость импортозамещения не только в области производства, но и информационных технологий.
В Беларуси в 2000-2010-е гг. активными темпами развивался IT-сектор. Благодаря льготным налоговым условиям республика стала хабом для западных корпораций, нанимавших недорогих и квалифицированных белорусских программистов.
Негативные последствия такой стратегии в полной мере проявились в 2020-2022 гг. Во-первых, выяснилось, что практически весь белорусский IT-сектор работал на западные корпорации, ничего не давая для технологического развития экономики Беларуси. Более того, наносился косвенный вред, т.к. благодаря более высокому уровню оплаты IT-сфера выкачивала специалистов из других отраслей. Во-вторых, именно айтишники оказались наиболее восприимчивы к западной пропаганде и приняли активное участие в протестах 2020 г.
После начала СВО базировавшиеся в Беларуси компании начали массовый вывод своих активов и специалистов, что также продемонстрировало порочность сложившейся модели.
Наконец, нельзя забывать, что ряд компаний, как, например, Wargaming, замарались в открытой поддержке киевского режима и сборе средств для ВСУ, при том, что российский рынок был для этой компании одним из основных.
Все хорошо помнят, какую роль в раскачивании протестов в Беларуси сыграли деструктивные каналы и электронные СМИ, в результате чего особенно остро встал вопрос информационной безопасности, потребовавшей жесткой зачистки информационного поля.
После начала СВО кибератакам подверглась Белорусская железная дорога, участвовавшая в снабжении российской группировки войск, действовавшей на севере Украины. Основной задачей было дезорганизовать работу железнодорожного ведомства, но это у кибер-диверсантов так и не получилось.
Еще одним распространенным видом угроз стало кибермошенничество. На Украине работают целые фабрики кибермошенников, атакующих белорусских и российских граждан.
Их задача – не только выманить у доверчивых людей денежные средства, которые потом становятся невольными «донатами» ВСУ, но и спровоцировать психически неустойчивых граждан на совершение терактов, диверсий или просто хулиганских действий, способных нанести материальный урон.
Так, по России прокатилась целая волна поджогов банкоматов, которые устроили «зазомбированные» украинскими мошенниками пенсионерки.
Противодействие этим и другим угрозам требует целого комплекса мер. Во-первых, необходимо избавление от западных информационных сервисов, их импортозамещение отечественным продуктом. Для этого, в свою очередь, необходимо развитие национально ориентированного IT-сектора, а не работающего в режиме аутсорса на западные корпорации.
Практически неизбежной становится «суверенизация» интернета, создание отечественных видеохостингов, социальных сетей и других сервисов, которые не будут подвержены деструктивным воздействиям извне. Это сложная и кропотливая работа, которая уже ведется, но пока все еще далека от завершения, если учесть, что проводить ее начали в авральном режиме, до этого много лет достаточно легкомысленно полагаясь на западные платформы.
К сожалению, на уровне Союзного государства в этой сфере координация усилий остается все еще недостаточной. Более того, пока отсутствует совместное видение киберугроз и борьбы с ними.
Это, например, выражается в политике блокировки и ограничения нежелательных информационных ресурсов, которая стала неотъемлемым элементом информационной войны.
Отсутствие согласованности в этой сфере приводит к тому, что ресурсы, доступ к которым ограничен в России, свободно работают в Беларуси и наоборот. Так, в РБ по-прежнему свободный доступ к Facebook, YouTube и Instagram, на которые наложены ограничения в РФ. Зато в Беларуси заблокирован Живой Журнал – социальная платформа, популярная в 2000-е гг., но давно находящаяся в упадке.
В целом информационная политика в РБ сегодня выглядит более жесткой, многие ресурсы получили статус экстремистских формирований, их материалы запрещены к цитированию и распространению. В РФ обычно применяют более мягкий статус иностранного агента, который не предполагает блокировки и запрета на цитирование.
Еще одним примером рассогласованности политики в сфере противодействия киберугрозам является решение России ограничить продажи сим-карт мобильных операторов иностранцам. Это решение обусловлено борьбой с украинскими кибермошенниками, активно использующими российские сим-карты в своих схемах.
Однако под действие постановления попали и граждане Беларуси. Теперь, чтобы приобрести сим-карту российского оператора, обладателю белорусского паспорта необходимо предоставить СНИЛС и пройти биометрию. Кроме того, сим-карта будет привязана к конкретному мобильному устройству. Российские сим-карты, приобретенные белорусами ранее, должны быть перерегистрированы по новым правилам до 1 июля, в противном случае они будут заблокированы. Учитывая, что вопрос с отменой роуминга в Союзном государстве так и не был до конца решен, для граждан Беларуси, часто ездящих в Россию, новые правила создают серьезные неудобства и, кроме того, нарушают принцип равноправия граждан СГ.
Таким образом, вопросы обеспечения кибербезопасности нуждаются в более глубокой проработке и выработке общих подходов на уровне Союзного государства.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН