Парламент Эстонии рассмотрел в третьем чтении скандальный законопроект о церквях и приходах. Ранее президент республики отклонил этот документ как «неконституционный». По итогам доработки в текст было предложено внести всего 9 правок, часть из которых дублируют друг друга.
Эстонские элиты продолжают свою методичную работу по разрешению «русского вопроса». Одним из направлений здесь выступает борьба с бывшей Эстонской православной церковью Московского патриархата (ЭПЦ МП), ныне именуемой Эстонской православной христианской церковью (ЭПХЦ).
Политическому руководству республики показалось мало этого изменения, и они продолжили вмешиваться во внутрицерковные дела. Так, в апреле этого года парламент Эстонии одобрил изменения к закону о церквях и приходах, требующие от Эстонской христианской православной церкви разрыва связей с Русской православной церковью Московского патриархата. То есть формального переименования было и правда недостаточно – вся кампания, как становится ясно, была направлена на дискредитацию Московского патриархата РПЦ в глазах эстонских прихожан.
Тогда наибольшее внимание к себе привлек пункт в поправках, посвященный лицам, которым может быть позволено управлять религиозными организациями в стране. Авторы документа тогда пояснили, что лицо, которому не разрешено жить или находиться в Эстонии, не может быть священнослужителем или членом правления религиозного объединения. Президент республики Алар Карис, апеллируя именно к этому положению даже отказался подписать документ и отправил его на доработку. Он выразил мнение, что формулировка о «руководстве [церковью] со стороны лица, находящегося за пределами страны и обладающего значительным влиянием» может предполагать слишком широкую трактовку.
Теперь же Рийгикогу было предложено принять новую версию поправок после соответствующей доработки. Парламент в третьем чтении одобрил документ 18 июня. «Среди важных изменений — церквям и другим учреждениям продлили срок внесения изменений в свои уставы с двух месяцев до полугода», – передает телерадиокомпания ERR.
Из текста исключили «запрет на руководство» для тех, кто находится за пределами республики и обладает существенным влиянием.
«Парламент изменил формулировку закона таким образом, что церковь или приход не могут на основании своего устава быть экономически связанными с религиозным центром или руководством, находящимися за рубежом и которые представляют угрозу Эстонии», – разъясняет ERR.
Именно на внесение этих изменений дается теперь полгода. Что сказать, очень «принципиальное» изменение. Если этот закон теперь вступит в силу, станет понятно, что Карис занимался просто буквоедством – основная цель эстонских законодателей, видимо, будет достигнута, но просто другим путем.
Обрыв всех канонических связей с Русской православной церковью, подрыв ее репутации и авторитета – вот настоящая цель, которую эстонские элиты преследуют.
Все это есть очередное попрание прав русскоязычного меньшинства.
Позиция же самой РПЦ предельно ясна и справедлива – там считают, что поправки ограничивают свободу вероисповедания и оставляют право светского государства вмешиваться в дела церковного устройства. В частности, такое мнение выразил советник патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов.
«Из того, что известно об их содержании на основании публикаций в СМИ, видно, что и в новой редакции закона сохраняется ряд неконституционных и противоречащих международно признанным нормам ограничений свободы вероисповедания», – заявил он.
В светском государстве, подчеркнул Балашов, внутрицерковные вопросы не должны и не могут регулироваться светскими властями.
Следует отметить, что вся кампания эстонского политикума по дискредитации православия как части идентичности русскоязычного меньшинства и Русской православной церкви как традиционной представительницы интересов православных русских и создает опасный прецедент. Он заключается в прямом, грубом и неприемлемом с этической точки зрения вмешательстве государства в жизнь общины. Делается это под надуманным предлогом «защиты» населения от «деструктивной» позиции РПЦ по украинскому кризису, однако думается, что этот тезис лишь прикрытие. И очередной повод вытравить русский культурный код из республики.
Вся эта длительная кампания – урок для всех внутренних и сторонних наблюдателей. Вносимые под предлогом «укрепления национальной безопасности» изменения в законодательство показывают, что эстонским властям уже наплевать на конституцию. Для них выполнение заказа на создание атмосферы русофобии важнее буквы закона.
Как только они «решат» русский вопрос, дойдет очередь и до эстонцев.
В этом смысле лишение культурных корней русскоязычного населения есть предупреждение для их сограждан-эстонцев. Очевидно, что элитам в ближайшем будущем надо будет окончательно «оболванить» и мобилизовать все свое население. Для чего? Участие эстонских войск во всех провокационных учениях НАТО и агрессивная антироссийская риторика официальных лиц страны сами красноречиво отвечают на этот вопрос.