×
Политика Политика

Набрать по объявлению: Евросоюз вербует борцов с «российской пропагандой»

Источник изображения: http://www.peppermillreno.com

«Развенчивать российские мифы» отныне будут специально обученные бойцы информационного фронта под присмотром еврочиновников. Спектр задач чрезвычайно широк — от противостояния «российской пропаганде» до пиара «Восточного партнерства».

Европейская служба внешнеполитической деятельности разослала объявление по посольствам ЕС в Брюсселе: ищем борцов с российской пропагандой. За щедрый минимальный оклад в 4350 евро в месяц на успешных кандидатов будут возложены обязанности по «коррекции и факт-чекингу дезинформации и мифов». Кроме того, они должны будут «разрабатывать и регулярно обновлять позицию ЕС посредством ключевых взглядов по разным вопросам, статей, авторских комментариев, информационных листков и инфографики, с акцентом на передачу выгод от «Восточного партнерства» (акцент неслучаен и актуален, учитывая, что в последнее время содержательная критика программы доносится и от самих «восточных партнеров»). От кандидатов требуется знание русского языка, опыт работы в журналистике или пресс-службах, знание социальных медиа. Трудиться им придется в тесной связке с посольствами и департаментами Еврокомиссии. Наверное, поэтому вместо открытого конкурса и проводится внутренний отбор. По этой же причине Евросоюз не спешит брать работников «на баланс» — пока что предполагается, что зарплату кадры будут получать в кассе той страны, которая их и выдвинула.

До сегодняшнего дня ударниками в борьбе с «российской пропагандой» были Украина и страны Балтии. Правда, их методы отличались простотой и бесцеремонностью: закрытие «неправильных» каналов, высылка неугодных журналистов, «черные списки» и персоны нон грата. Под раздачу попал даже Euronews. Украинский политолог и журналист Юрий Романенко в Гарварде вовсе ратовал за целенаправленный отстрел людей с надписью Press. Поскольку такие подходы в Старой Европе все-таки являются моветоном, а ведущиеся с прошлого года разговоры в Прибалтике о создании альтернативного русскоязычного канала ни во что не материализовались, зимой главы МИД Великобритании, Литвы, Эстонии и Дании написали письмо Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини. Они как раз предложили создать панъевропейскую медиа-площадку для «стратегических коммуникаций». Параллельно четыре министра европейских государств рассказали главному дипломату Евросоюза о российских интернет-троллях. Британский министр отдельно пожурил своих коллег за то, что они недостаточно уделяют этим троллям внимания. И вообще отметил, что надо бы активнее противостоять России в информационном поле. Он-то знает толк в этом: британский медиарегулятор Ofcom четыре раза обвинял Russia Today в предвзятости и грозился принять меры вроде штрафов и отзыва лицензии.

Раздражение и опасения в европейских столицах вызывает сам факт того, что после разрухи 90-х Россия взялась за информационное обеспечение своей внешней политики.

«Отматываем назад в 2005 год — и в российском посольстве при ЕС в Брюсселе, к примеру, работало лишь 20 человек, немногие из которых говорили по-английски. Посол Михаил Фрадков, угрюмый аппаратчик, прятался от прессы. Получить позицию России относительно чего-либо было невозможно. Его наследник Владимир Чижов, свободно владеющий английским и любитель посмеяться над своими шутками, изменил все, - ностальгически вспоминает EU Observer. – Персонал посольства превысил 120 человек. Молодые, хорошо одетые сотрудники пресс-службы отвечали на мобильники и электронную почту. Чижов раздавал интервью за интервью и объявлялся на каждом семинаре или банкете».

Долгое время «российская пропаганда» никого особо не волновала, за исключением той же Прибалтики. После «Бронзовой ночи» 2007 года Эстония настолько перепугалась русских хакеров, что президент Ильвес, один в поле воин, с трибуны Генассамблеи ООН тщетно называл их чуть ли не угрозой человечества.

Конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года также не вызвал озабоченности по поводу пропаганды в западном дискурсе, потому что среди экспертов и сторонних наблюдателей популярным стал вывод, что, выиграв военную кампанию, Россия проиграла информационную войну. CNN успешно выдавал горящий Цхинвал за грузинский Гори, пока пользователи в сети массово разносили панику, что Путин планирует штурмовать Тбилиси, чтобы свергнуть Саакашвили. За Россией прочно закрепился образ агрессора. Евросоюз снарядил специальную исследовательскую миссию («миссию Тальявини») в зону конфликта, которая спустя почти год работы пришла к удивительным для Европы выводам: нельзя складывать ответственность на одну из сторон, все по-своему виноваты. Так, было установлено, что нападение грузинских войск численностью свыше 10 тысяч человек на Цхинвал в ночь с 7 на 8 августа не может считаться самообороной, потому что не соблюдались критерии необходимости и пропорциональности, хотя Грузия упорно настаивала на обратном. Было установлено, что Грузия утюжила из «Градов» не только укрепленный Северный городок, но и гражданскую инфраструктуру и жилые кварталы – эти факты также напрочь отрицались грузинской стороной. Массового освещения доклад миссии ЕС не получил, широкого резонанса не вызвал.

После увеличения бюджета Russia Today (RT), реорганизации МИА «Россия сегодня» и запуска Sputnik International, когда Россия начала активнее транслировать свою точку зрения, европейские и американские чиновники заговорили об угрозах «токсичной» российской пропаганды. RT называется пропагандистской угрозой чаще, чем «Аль-Хайят» — студия «Исламского государства», снимающая ролики с убийствами. В ответ Госдепартамент США запустил русскоязычный твиттер-аккаунт «Прогресс для Украины». В перерывах между трансляцией официальной позиции США он занимается перепостингом фраз украинских властей. Впрочем, начал славный путь он с досадного конфуза: тонкости русского языка позволила вместо «развеивающего дезинформацию об Украине» написать «развивающего», что, в свою очередь, заставило некоторых посетителей усмотреть тут оговорку по Фрейду. Одновременно в соцсетях появились странички с призывом бойкотировать RT, что не помешало каналу выиграть несколько международных наград, в том числе недавно взять четыре медали на фестивале в Нью-Йорке.

Опять же, переходить к украино-прибалтийским методам обороны информационного пространства в духе «расчехления» советских глушилок Европа не спешит. Ищутся более деликатные методы.

В компанию к набившему оскомину прошлогоднему слову «деэскалация» в обиход вводится термин «вепонизация информации» (weaponization of information). Дословно – «использование информации в качестве оружия». Такая характеристика российским СМИ дана в англоязычном докладе Института современной России, возглавляемом сыном Ходорковского Павлом. Авторы обвиняют русские СМИ в сознательном искажении правды и предлагают, помимо прочего, организовать некий международный «рейтинг дезинформации», наподобие рейтингов Freedom House и Transparency International. То есть специально выбранные эксперты будут оценивать страну или СМИ по «шкале правды». «Вепонизацией» информации со стороны России озабочен и «Альянс от Балтики до Черного моря» (BBSA). Эта НКО со штабом в Риге предлагает создать Европейский фонд профессиональной журналистики для финансирования СМИ в странах ЕС и «Европейского партнерства», «уязвимых» для российского информационного влияния. Не обошел тему и Конгресс США, где на прошлой неделе прошли слушания по «российской пропаганде». Председатель Комитета по внешней политике Эд Ройс сказал, что она «подрывает демократическую стабильность» и «распространяет насилие по Восточной Европе». Петр Померанцев из Института Legatum и Хелли Гейл из фонда «Наследие» предложили широкий спектр мер, от той же поддержки и образования журналистов с Украины и прочих «уязвимых» стран до изменения визовой политики для работников российских государственных СМИ. Критике подвергался американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) за сдачу позиций в Европе. Эта организация контролирует «Голос Америки» и радио «Свобода».

«Путинская пропаганда побеждает наш народ, наше международное вещание барахтается. Это недопустимо», - передает возмущение Ройса британская The Independent. Ранее о своем плачевном положении по сравнению с россиянами отрапортовал и сам BBG.

Схожие проблемы испытывает британский аналог BBG – BBC World Service. «Финансово мы проигрываем русским и китайцам», - заявил его бывший директор Питер Хоррокс. С ним согласился глава Комитета Палаты общин по культуре, СМИ и спорту Джон Виттингдейл: «Страшно, до какой степени мы проигрываем информационную войну». Материалы об успехах российских СМИ в донесении своей позиции периодически появляются то в Spiegel, то в New Republic. Это и делает ситуацию кардинально отличной от монохромной реальности во время и сразу после войны в Южной Осетии, соответственно и реакция на Западе на российские СМИ совсем иная.

Это все происходит на фоне рекордного обрушения рейтингов таких прославленных каналов, как CNN. Доходит до того, что утренние новостные шоу на канале «Погода» смотрит больше человек, чем аналогичные продукты CNN и MSNBC. Самым популярным новостным каналом для американцев остается «ястребиный» по духу Fox News, где призывают то бомбить Иран, то наводнить Украину наступательным оружием и «убивать русских». При этом средний возраст аудитории канала – 68 лет, а у самого популярного шоу на канале – свыше 72 лет. Зритель уходит в интернет, обращаясь к «новым медиа». Но на них далеко не уедешь. Ведь если там и критикуют путинскую Россию, то едва ли не столько же часто критикуют и внешнюю политику Запада, например, вмешательство США в европейские дела или милитаризм НАТО. Положение BBC также нельзя назвать безоблачным. Только избавление от ведущего Top Gear Джереми Кларксона обошлось каналу в четыре миллиона зрителей. Так что не стоит удивляться новостям, что Госдеп США начал просить помощь в борьбе с «российской пропагандой» у голливудских студий.

До последнего момента никаких новых мер по противодействию «российской пропаганде» не предпринималось. Дело оканчивалось навешиванием ярлыков и не покидало пределов многочисленных тематических круглых столов и экспертных дискуссий. С российской стороны, в частности, исправно приглашался Андрей Илларионов из вашингтонского Института Катона, который то в Таллине, то в Риге называл «российскую пропаганду» тотальной войной без границ и пределов. В свободное время эксперт калькулировал, сколько раз Путин говорил «в Украине» и «на Украине», на основании чего строились далекоидущие заключения. Из последних его комментариев: журналиста Олеся Бузину на Украине убили российские спецслужбы специально к «Прямой линии» (хорошо хоть, не ко дню рождения).

Основные усилия западных стран концентрировались на обороне от пресловутой орды «русских троллей». Методы тоже различались. На Украине под чутким руководством Мининформполитики (структура, чье создание ОБСЕ назвало угрозой свободе слова) и девизом «пуля в сознание врага» создали собственную тролль-армию, в народе — «диванные войска». В Восточной Европе и на Балтике к борьбе с троллями подключили информационные центры НАТО и, по слухам, достигли определенных успехов. Звучали победные реляции из уст Яниса Карклиньша, главы недавно открытого в Риге Образцового центра стратегических коммуникаций НАТО: «Мы обнаружили, что “анонимные серийные комментаторы” составляют лишь мелкую часть общества — 0,3% от всех комментаторов. В течение года, с сентября 2013 года по настоящее время, влияние и страх от таких комментариев серьезно снизились. Мы считаем это настоящей «победой» и хорошим влиянием на общество».

В былые времена можно было назвать российского журналиста, да и любого оппонента, нерукопожатным кремлевским пропагандистом и не беспокоиться. Своеобразный бенефис этой политики, равно как крайнюю степень фрустрации и недовольства, можно было наблюдать на Мюнхенской конференции, где главред The Economist Эдвард Лукас в сердцах призывал коллег выбрасывать резюме «неправильных» журналистов в мусорку. Теперь же европейцам понятно, что ограничиваться универсальными лозунгами про «кремлевскую пропаганду» и вездесущих троллей больше не получится. Пора переходить на новый уровень. Сами обстоятельства показывают, что на слова надо отвечать словами, поэтому Евросоюз наконец решил всерьез взяться за контрпропаганду. Насколько она будет качественной и какие именно мифы европейцы собрались развенчивать, не в последнюю очередь будет зависеть от подбора кадров и того, чьи именно посольства откликнутся на объявления и пришлют специалистов. Курьезно будет, если среди них окажутся «диванные сотники» на аутсорсинге и кто-то, близкий по духу.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров