×
Политика Политика

Литва решила уморить в тюрьме оппозиционера Палецкиса

Источник изображения: lrt.lt

Литовскому оппозиционному политику Альгирдасу Палецкису продлили арест на два месяца. Прокуратура продолжает инкриминировать литовскому диссиденту шпионаж в пользу России, в частности, сбор информации о судьях, которые вели «дело 13 января». Спустя год после задержания Палецкиса по факту предъявить ему нечего, но Вильнюс решил раскручивать этот политический процесс до конца. Очередное продление ареста — верный признак того, что литовская Фемида готовится к вынесению обвинительного приговора политзаключенному.

Отличительная черта дела о «шпионаже» Палецкиса — стремление сделать его секретным и показательным одновременно. Суд демонстративно выполняет политический заказ, продолжая содержать обвиняемого под стражей с октября 2018 года.

С другой стороны, с тех пор общественность не узнала о деле Палецкиса ничего нового. Доподлинно известно только то, что оппозиционера обвиняют в шпионаже в пользу России. Именно он якобы собирал информацию о судьях, которые вели скандальное дело о событиях 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни и действиями которых заинтересовались в Следственном комитете РФ.

«Ответка» России литовских чиновников сильно напугала.

По мнению министра юстиции Литвы Элвинаса Янкявичюса, Россия в деле преследования неугодных должностных лиц прибалтийской республики может использовать даже Интерпол. Но сначала нужно установить всех причастных к «делу 13 января». Здесь на помощь Кремлю якобы и приходит Альгирдас Палецкис.

Забавно, что литовские СМИ традиционно отводят ему роль маргинала и отщепенца, которому респектабельный политик даже руку пожать побрезгует.

Тогда откуда у него появилась возможность собирать информацию о причастных к «делу 13 января»?

Впрочем, это далеко не самый неудобный вопрос. По версии следствия, как известно, в Литве действовала целая шпионская сеть. Спецслужбы разоблачили ее еще в декабре 2018 года.

Но почему отказались огласить весь список вражеской агентуры? Почему об аресте самого Палецкиса поначалу вообще не сообщалось (информация просочилась в СМИ спустя целый месяц)? Почему из всех участников «шпионской ячейки», блестяще разоблаченной силами прокуратуры и Департамента госбезопасности (ДГБ), за решеткой в итоге оказался всего один человек?

Чем дольше продолжается судебный процесс, тем больше становится вопросов.

За год государственные обвинители так и не смогли «накопать» на Палецкиса ничего серьезного.

По крайней мере, о доказательствах его вины, на основании которых можно продлевать арест, журналисты ничего не знают. По словам адвоката Альгиса Пятрулиса, даже конкретных обвинений его подзащитному не предъявляют. Но аресты продлевают регулярно, чтобы «шпион» не смог убежать или спрятаться от преследования.

Пятрулис не сомневался, что и на этот раз Палецкиса оставят за решеткой, хотя накануне судебного заседания в разных странах прошли акции в поддержку литовского оппозиционера. По замыслу организаторов, они, видимо, должны были понизить градус шпиономании в прибалтийской республике. Однако получилось с точностью до наоборот.

Когда суд рассматривал запрос о продлении ареста Палецкиса, полиция нагрянула с обысками к правозащитнику, сопредседателю Социалистического народного фронта Литвы Гедрюсу Грабаускасу.

По его словам, воспользоваться ордером правоохранители решили только сейчас, хотя получили его еще в апреле. Вероятно, ждали подходящего момента. И дождались: обыск начался в тот момент, когда Грабаускас принимал участие в акции под стенами Каунасского окружного суда, требуя освобождения Палецкиса.

Тогда и отпали последние сомнения в том, что запрос генеральной прокуратуру будет удовлетворен. Разве можно менять меру пресечения «российскому шпиону», когда на радаре у полиции появился его потенциальный сообщник? В том, что обыски у Грабаускаса и изъятие его персонального компьютера связаны именно с делом Палецкиса, тоже никаких сомнений не возникает.

Это, впрочем, не значит, что над литовским правозащитником нависла серьезная угроза. В «шпионскую ячейку» Палецкиса поначалу «сватали» историка Валерия Иванова, которому отводилась роль связного с Кремлем. В его квартире точно так же проходили обыски, причем сотрудники полиции тоже не сразу воспользовались ордером. На несколько часов его даже задержали. Но в итоге от подозрений в шпионстве и работе на Кремль осталось только незаконное хранение оружия.

С уверенностью можно утверждать только одно: в деле Палецкиса Литва намерена идти до победного конца, которым должен стать обвинительный приговор.

О неудовлетворительном состоянии здоровья обвиняемого СМИ писали и ранее, ссылаясь на Альгиса Пятрулиса. Фотографии из зала суда подтверждают, что у неравнодушных к судьбе Палецкиса есть поводы для беспокойства. Он и раньше не был склонен к полноте, но во время последнего заседания выглядел просто «высушенным».

Кстати, из российских тюрем те же украинские заключенные зачастую выходят с лишним весом. Достаточно вспомнить Надежду Савченко или Олега Сенцова, которые якобы голодали неделями и месяцами, но в Киев почему-то прилетали заметно располневшими.

Палецкис же в «цивилизованной» Литве, напротив, голодовку не объявлял, но вес почему-то теряет.

На свободу он может выйти с подкошенным здоровьем, за которое придется отвечать государству. По крайней мере, у самого Палецкиса будет повод требовать привлечения к ответственности тех, кто «шил» ему сфабрикованное дело и продержал за решеткой 15 месяцев. Это в лучшем случае — в январе арест снова могут продлить…

Если бы литовская Фемида собиралась нажать на тормоза, это стоило сделать на крайнем заседании Каунасского окружного суда.

У прокуратуры доказательств нет — есть только желание бесконечно продлевать арест.

Внешний вид обвиняемого свидетельствует о том, что наказание за свои оппозиционные взгляды, которые недопустимо исповедовать в «демократической» и «европейской» Литве, он уже понес. К тому же чем дольше Палецкиса держат под стражей, тем активнее его дело обсуждают за рубежом.

Так какие цели преследует суд, удовлетворяя очередной запрос генеральной прокуратуры? Мотивация может быть только одна — довести процесс до обвинительного приговора.

Подождать, пока государственные обвинители нароют хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее доказательства вины подсудимого. Хотя бы одного Палецкиса, если целую «шпионскую группу» генпрокуратура не потянула…
Привязка к событиям 13 января 1991 года в этом деле, конечно, не случайна. Опрометчивым единомышленникам Палецкиса это будет служить напоминанием о том, что за отрицание «советской агрессии» можно дорого заплатить. Сначала — штраф, потом — срок. И это не предел. Литва наглядно доказывает окружающим, что способна уморить инакомыслящего в тюрьме.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
В Сети появилось фото изможденного в литовской тюрьме Палецкиса
22 октября 2019
В соцсети Facebook появилось фото изможденного в литовской тюрьме оппозиционера Альгирдаса Палецкиса.
Свободу Палецкису! Антифашисты рассказали об акциях протеста у посольств Литвы
22 октября 2019
Литовский суд рассматривает ходатайство Генпрокуратуры Литвы о продлении ареста оппозиционному литовскому политику Альгирдасу Палецкису, срок пребывания под стражей которого истекает 26 октября.
Суд в Литве продлил арест оппозиционера Палецкиса на два месяца
22 октября 2019
Суд в Литве продлил арест оппозиционера Альгирдаса Палецкиса на два месяца.
Титов: арест Палецкиса — это демонстрация силы литовского суда
22 октября 2019
Арест оппозиционера Альгирдаса Палецкиса — это демонстрация силы литовских властей инакомыслящим политикам и общественникам, заявил депутат горсовета Клайпеды Вячеслав Титов
Новости партнёров