×
Контекст

Обмануть смерть: как русские летчики в 1996 году сбежали из афганского плена талибов

Зачем они летели в Афганистан

Этот борт казанской авиакомпании «Аэростан» уже не первый раз летал с грузами боеприпасов для «Северного альянса». Хотя формально, еще со времен СССР, поставка снарядов, а также топлива в Афганистан конфликтующим сторонам нашей страной была запрещена. В августе татарский Ил-76-ТД должен был в очередной раз долететь до Кабула через Албанию с грузом стрелковых боеприпасов. В состав экипажа входили семеро человек: командир судна В. И. Шарпатов, а также второй пилот, штурман, бортинженер, бортрадист и два ведущих инженера.

 Кто и как захватил Казанский

Ил-76-ТД 3 августа 1995 года должен был совершить рейс из албанской Тираны до Кабула (точнее до аэропорта в Баграме, что в 60 км от афганской столицы). Если стрелковые боеприпасы, перевозимые коммерческим бортом, предназначались «Северному альянсу», то авиабаза в Баграме находилась под контролем противоборствующего движения «Талибан»*. Между тем, прежде аналогичный груз Ил доставлял уже дважды, и все проходило благополучно. В воздушном пространстве Афганистана Ил-76-ТД перехватили истребители талибов МиГ-21 и принудили к посадке возле Кандагара, объясняя это тем, что нужно досмотреть груз. При досмотре в грузовом самолете были найдены боеприпасы, которые было официально запрещено перевозить. Причина для пленения экипажа и самолета была найдена.

В каких условиях содержали пленных 

В плену семеро российских летчиков провели немногим более года. В последние дни перед побегом их содержали в пристройке к вилле губернатора Кандагара. Кормили плохо, пленники изнывали от жажды и испепеляющего зноя. В любую минуту они ждали расправы: все-таки перевозили запрещенные снаряды для противников талибов. Вдобавок, летчики не замечали серьезной активности со стороны официальных представителей их родины по вызволению пилотов из плена. Между тем, пленников все настойчивее склоняли к переходу в ислам, что, в свою очередь, должно было означать бесперспективность планов по освобождению. Контакты с пленными пилотами все же удалось наладить – со стороны Татарстана добились возможности посещения российских летчиков представителем этой республики и другими российскими официальными лицами, летчики могли передавать и получать почту. Талибам предлагали обмен: запчасти для самолетов — на летчиков. Но афганцы не согласились.

План побега

В ходе налаженных контактов с представителями российских учреждений и служб был разработан наиболее реализуемый план побега из Кандагара – на своем же самолете. Совпали ряд обстоятельств, которые вкупе сделали этот смелый вариант решения проблемы осуществимым. Во-первых, талибов удалось убедить в необходимости проведения регулярных профилактических работ на Ил-76-ТД. Перед побегом пилоты систематически доставлялись на борт и работали там под вооруженной охраной. Во-вторых, с самолета так и не слили топливо, а его в свое время заправляли с расчетом на обратный путь из Афганистана. В-третьих, был выбран удачный день (пятница, выходной, особенно почитаемый мусульманами) – охрана летчиков была ослаблена.

Сбежали вместе с охранниками

В середине августа 1996 года экипаж Ил-76-ТД в очередной раз занимался техобслуживанием своего самолета, которое было якобы необходимо из-за поврежденного колеса шасси. Вместе с семерыми пилотами на борту находились три вооруженных охранника. По сути, технически ничто не мешало взлету, и экипажем были запущены двигатели лайнера. Службы аэродрома ничего не могли сделать – была пятница, и большинство персонала авиабазы отсутствовало, в том числе, и пилот истребителя-перехватчика. Как только самолет поднялся в воздух, запаниковали охранники. Один из них даже передернул затвор автомата, собираясь расстрелять пилотов. Но командир корабля резко снизил высоту, талибы попадали, пилоты их скрутили и связали. Борт шел через воздушное пространство Ирана (предварительно была достигнута такая договоренность) в ОАЭ на предельно малых высотах – чтобы талибы не могли его засечь и сбить. В результате Ил-76-ТД без происшествий долетел до Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Через сутки российские летчики были уже в Казани.

Что было потом

Спустя несколько дней командира Ил-76-ТД и второго пилота представили к званию «Герой России», остальные пятеро членов экипажа получили ордена Мужества. Ходили слухи, что столь удачное разрешение истории с пленом не обошлось без выкупа или подкупа талибов, однако документально они не подтверждаются. Второе рождение эта эпопея получила в 2010 году, когда на российские экраны вышел фильм «Кандагар», снятый на основе истории с пленением российских летчиков.

*Талибан — организация, запрещенная в РФ

Источник:  оригинальная статья

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Взрослых расстреливали, детей убивали о стволы деревьев»: массовые убийства советских граждан в Литве в августе 1941 г.
1 августа 2018
Заключенные систематически подвергались избиениям и надругательствам со стороны охраны лагеря.
О советской «оккупации»: положение русских в СССР было хуже, чем положение населения Прибалтики
3 августа 2018
И наконец, что это за оккупация, когда “оккупанты” последовательно осуществляют преимущественное инвестирование “оккупированных” территорий и повышение уровня жизни их населения в ущерб собственному народу.
После такого разговора сдавал всех: как советская разведка колола бандеровцев
7 августа 2018
Метод легендированного допроса активно применялся при розыске главарей националистического подполья.
«Били моих близких лопатой, кололи их вилами...»: воспоминания выжившей в Волынской резне
31 июля 2018
Я умоляла Бога, чтобы это был только сон. Но это был не сон. Это была реальность.
Новости партнёров