Контекст

Он выходил победителем в сражениях, когда у немцев было в 8 раз больше самолетов: летчик-ас Александр Покрышкин

 

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал на заводе. С 1932 года — в рядах Красной армии. В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. С первого дня войны — в действующей армии. Летал на истребителе МиГ-3. Выполнял задания по штурмовке вражеских войск, разведке, вёл воздушные бои. В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским, после тяжелейших боёв в предгорьях Кавказа был отведён в тыл для переучивания на новую технику — поставленные в СССР по ленд-лизу американские истребители Р-39 «Аэрокобра».

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года — воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение стало самым напряжённым во Второй мировой войне — за 2 месяца было сбито более 800 немецких самолётов. 

Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика-истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» (эшелонированный боевой порядок, как внутри группы истребителей, так и между группами) и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Также Покрышкин разработал и внедрил многие другие элементы воздушного боя. Его тактика, замеченная и по достоинству оценённая после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив её превосходство над врагом. 12 апреля гвардии капитан А.И. Покрышкин в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А. Вершинина сбил четыре Me-109. В этот же день он сбил ещё три самолёта. Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года над г. Большой Токмак. Тогда восьмёрка ведомых Покрышкиным «Аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона штурмовиков Ю-87 (81 самолёт) под прикрытием десяти Me-109. Одна пара сковала истребители противника, шестёрка остальных ударом сквозь мощнейший огневой заслон расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них — Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбил и пятый самолёт.

24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника гвардии капитану А.И. Покрышкину было присвоено Звание Героя Советского Союза со вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 

Александр Иванович увеличил счёт сбитых немецких самолётов в воздушных боях над Донбассом. 23 августа 1943 года в одном из боёв в районе реки Миус он во главе четвёрки атаковал три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Сбил два «юнкерса», один из которых развалился в воздухе на части. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника гвардии майор А.И. Покрышкин был второй раз удостоен звания Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая Звезда».

В ноябре 1943 года Покрышкин в трёх вылетах на особо любимую им «свободную охоту» на воздушных коммуникациях противника между Крымом и Одессой сбил над Чёрным морем 4 транспортных Ю-52. В марте 1944 года Покрышкин был назначен командиром своего полка. В июле 1944-го он получает звание полковника и назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. А.И. Покрышкин оставался летающим комдивом. Так 14 июля 1944 года, после ранения в бою командира одного из полков дивизии — Героя Советского Союза Б.Б. Глинки, Покрышкин повёл в бой ударную восьмёрку истребителей, атаковал группу Ю-87 и Хш-129, насчитывавшую около 50 самолётов, и одержал три личные победы.

В последний год войны Александр Иванович показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы своих истребителей. 

Командующий 1-м Украинским фронтом И.С. Конев писал о нём, что тот «показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолётов, но умел ещё на земле наилучшим образом подготовить лётный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу… Покрышкин — гордость нашей авиации...». Командуя дивизией, Александр Иванович освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской операции. Войну закончил в Чехословакии, последний воздушный бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой.

Официально за А.И. Покрышкиным числится более 650 боевых вылетов, 156 воздушных боёв и 59 лично сбитых самолётов. По неофициальным данным, намного больше, так как сведения о нескольких его победах начального периода войны были утеряны и многие свои победы Александр Иванович записывал на своих ведомых. 

 

На Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве А.И. Покрышкин нёс знамя 1-го Украинского фронта.


Источник: А. И. Покрышкин: «Истребитель, спрашивай: не сколько противника, а где он!» // военно-исторический журнал. — 2013. — №3.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Обсуждение ()
Новости партнёров