Польша для Германии — это страна, которая мешает наладить более тесные отношения с Россией. Так прокомментировал недавний доклад министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского историк и советолог, американский профессор Ричард Пайпс в интервью газете Polska.
«Ранее Берлин искал способ избавиться от этого препятствия: отсюда взялись разделы страны, война в 1939, — отметил ученый. — Немцы бы хотели, чтобы Польши не существовало. Но она существует, поэтому им приходится с этим мириться».
Согласно мнению Пайпса, тот факт, что Германия считает себя не только частью Западной Европы, но и самостоятельной крупной державой, заставляет её искать сближения с Россией.
Ричард Пайпс подчеркнул, что географическое положение Польши между Россией и Германией является серьезным вызовом. «Сейчас у Польши налажены связи с Западной Европой, Соединенными Штатами, но одновременно ей приходится искать свое место между этими двумя странами», — пояснил профессор.
Напомним, 29 января глава Министерства иностранных дел Польши Витольд Ващиковский выступил с докладом о целях польской дипломатии в 2016 году и векторе внешней политики на ближайшие четыре года. Ващиковский раскритиковал стремление своего предшественника Радослава Сикорского к сотрудничеству с Германией.
«Оказалось, что, приближаясь к Германии, мы не становимся субъектом, который реализует европейскую восточную политику. Ни в Нормандском формате, созданном немцами, ни в Минском Польши не оказалось», — заявил политик.
Кроме того, глава польского МИД отметил, что институты, к которым присоединилась РП, «не устраняют различия в приоритетах отдельных стран, а лишь создают цивилизованные правила политической игры в порождённых ими спорах».
Программу Европейского союза «Восточное партнерство» Ващиковский также подверг острой критике. По мнению министра, главный минус «Восточного партнерства» заключается в том, что оно не предоставляет возможности странам, включенным в нее – Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджану, шанс на вступление в ЕС. Программа, уверен Ващиковский, отводит упомянутым государствам лишь роль буферной зоны между Россией и Европейским Союзом.
«Мы отбросили эту концепцию как неправильную. Она создавала для этих стран иллюзию, но не создавала перспективы членства в Евросоюзе. Политика, принятая предыдущим правительством, закончилась катастрофой, поскольку Евромайдан поставил ее под вопрос», — полагает польский министр.
В целом новая концепция польской дипломатии предполагает конфронтацию Варшавы с Брюсселем и Берлином, обострение конфликта с Москвой, амбиции регионального лидерства в Центральной и Восточной Европе с попытками оспорить влияние в регионе евробюрократии, но при сохранении лояльности Вашингтону.