Надежды, возлагавшиеся Евросоюзом десять лет назад на построение странами «Восточного партнерства» прозрачного общества под верховенством закона, остаются нереализованными. Любые реформы продолжают наталкиваться на плутократию и личные интересы местных коррупционных кланов, говорится в докладе Европейского совета по международным отношениям (ECFR) «Россия и трансформация восточноевропейского соседства».
Пытаясь проанализировать ход реформ, которым в 2009 году дал старт Евросоюз в странах «Восточного партнерства» (Азербайджан, Армения, Украина, Беларусь, Грузия и Молдавия), авторы доклада констатируют, главными противниками демократических преобразований оказываются внутренние, а не внешние силы. Упоминая Россию как «дестабилизирующий элемент», аналитики признают, что местные центры влияния используют тему «угрозы с Востока» для оправдания собственного нежелания отдавать властные полномочия под контроль верховенства закона.
Многие надежды, которые возлагались на «Восточное партнерство» десять лет назад, остаются нереализованными. Стандарты в странах партнерства по-прежнему сильно отстают от европейских. Хуже того, как и в самом Евросоюзе, в этих странах наметились признаки демократического регресса, говорится в докладе.
«Активное сопротивление местных политических элит переменам часто бывает сильным, поскольку их интересы напрямую зависят от хода желаемых реформ. Рост олигархии во всех странах "Восточного партнерства" привел к появлению фасадной демократии и, что особенно важно, к провалу реформы правопорядка, без которой никакие другие подлинные реформы не могут быть успешными», — считают авторы исследования.
Беларусь продолжает оставаться авторитарным государством, а сам Александр Лукашенко является «мастером дрейфа», отмечают аналитики. Периодические знаки внимания Минска Евросоюзу объясняются сложными отношениями с Москвой, а не желанием реформ. В самом ЕС никогда не питали больших иллюзий в отношении Беларуси, говорится в докладе. Чтобы оправдать собственную стагнацию, власти стран «Восточного партнерства» используют западных лоббистов, в первую очередь американских.
«Провалы в борьбе с коррупцией и реформирование права заканчиваются нарративами о патриотической и национальной безопасности. К примеру, правительство Молдовы под руководством Павла Филипа в 2016–2019 годах использовало тему угрозы со стороны России в поисках американской поддержки. Точно так же правительство Петра Порошенко иногда использовало войну на Донбассе, чтобы оправдать отсутствие прогресса в антикоррупционных реформах», — подчеркивают аналитики.
В докладе указывается, что с момента присоединения Крыма Россия вложила в регион порядка 22 млрд евро, тогда как ЕС с 2014 года предоставил всей Украине лишь 11 млрд евро.
Одним из действенных механизмов влияния на внутреннюю ситуацию в странах партнерства авторы доклада видят в санкциях, которые можно применить к странам-аутсайдерам, частным лицам или олигархическим предприятиям, тормозящим демократическое развитие государства. Целенаправленные ограничительные меры против плутократов, подрывающих проекты «Восточного партнерства», станут необходимостью, которая повысит эффективность новой роли ЕС, уверены авторы исследования.