Дайджест

Алексей Тайчер: биография бизнесмена и опытного антикризисного менеджера

Опытный антикризисный менеджер решал сложные бизнес-задачи и выводил предприятия из категории «отстающих» в лидеры своих сегментов. Сегодня Алексей Тайчер владеет многопрофильным холдингом — «ТФМ». История бизнесмена — в нашем материале.

Начало

Он получил два образования. Экономическое — на базе ПГУПС (Петербургского госуниверситета путей сообщения, диплом с отличием). Финансовое — в старейшей российской бизнес-школе (International Management Institute of St Petersburg, степень магистра делового администрирования).

Полноценная работа у Тайчера появилась уже в 19 лет. Он начинал с должности помощника финансового директора крупного транспортного холдинга «Евросиб СПб», объединяющего бизнесы в области железнодорожного транспорта и инфраструктуры, авторитейла и сервиса, логистики и девелопмента. Вскоре Алексея Роменовича назначили заместителем финдиректора.

В 2003-м он переехал из Петербурга в Москву. Устроился в ООО «Концерн «Союзвнештранс». Там он впервые проявил себя как эффективный антикризисный менеджер, успешно справившись с реструктуризацией самых проблемных активов холдинга.

В госкомпаниях

Новым этапом в карьере Алексея Тайчера стала работа в РЖД. В госкомпанию его пригласили в 2005 году: предложили пост советника первого вице-президента и амбициозную задачу — создание стратегически важного для отрасли документа. Управленец участвовал в разработке принципиально новой концепции развития рынка грузовых железнодорожных перевозок. Целевая модель была принята федеральными властями и легла в основу реформирования РЖД и создания на базе ее активов ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК).

В 2007-м Тайчер был назначен первым заместителем гендиректора ПГК. Он занимался развитием компании и готовил ее к передаче в частные руки. Приватизационную сделку, состоявшуюся осенью 2011 года, в новостях назвали самой крупной в сфере ж/д транспорта. Бизнесмен Владимир Лисин на открытом аукционе приобрел 75% акций ПГК (за вычетом двух) за 125,5 миллиарда рублей. Через год Лисин выкупил оставшуюся четверть (плюс одна акция) «Первой грузовой компании» за 50 миллиардов рублей.

Еще три года Алексей Тайчер посвятил работе в «Федеральной грузовой компании». До 2018 года он возглавлял эту дочернюю структуру РЖД. Когда антикризисный менеджер пришел в ФГК, она находилась в крайне сложном финансовом положении. Уходил Тайчер уже из компании, которая являлась самой прибыльной в составе РЖД.

В своей колее

С 2012 года опытный управленец начал развивать собственный бизнес. Первым серьезным шагом в этом направлении стало сотрудничество с АФК «Система», которой Тайчер помогал в подготовке сделки по приобретению АО «СГ-Транс» (впоследствии АФК выйдет из состава акционеров, а Алексей Роменович станет совладельцем компании).

Алексею Тайчеру, занявшему пост президента АО, и его команде менеджмента удалось перепрофилировать деятельность «СГ-Транс» и вывести в лидеры рынка транспортировки сжиженных углеводородов, а также перевозки нефтехимии в танк-контейнерах.

В 2019-м бизнесмен стал совладельцем крупной лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М». Совместно с партнерами на кредитные средства Тайчер приобрел ее у НПФ «Благосостояние». Сегодня «ТрансФин-М» является базовым предприятиям многопрофильной группы «ТФМ», мажоритарным акционером которой является Алексей Роменович.

«ТФМ» объединяет ряд компаний, специализирующихся на таких направлениях бизнеса, как финансовый, экологический, цифровой лизинг, оказание полного комплекса услуг на открытых горных месторождениях (майнинговый аутсорсинг), ж/д-перевозки и др.

×