Сибирь — это естественный логистический узел между Западной Европой, Северной Америкой, Восточной Азией и Арктикой. Выгодное расположение территории – безусловно, мощный стимул для развития транспортной отрасли, но темпы роста все равно оставляют желать лучшего - региональная инфраструктура просто не соответствуют запросу времени и требованиям экономики. Проблема осложняется сегодняшней крайне жесткой политической ситуацией.
Между тем развитие транспортной отрасли Сибири является ключом, неотъемлемым шагом для ускорения экономического и социального роста. Вместе с подъемом транспортной отрасли серьезный толчок получат и другие сферы, поскольку доступность, безопасность и качество транспортных услуг во многом определяет эффективность развития бизнеса и социальной сферы в целом. Такой ощутимый результат уже был на рубеже XIX-XX веков, благодаря строительству Транссибирской железнодорожной магистрали.
Одной из первых территорий, которые могут получить новые возможности, благодаря транспорту, должно стать Прибайкалье. Здесь, по утверждениям экспертов, уже сейчас накоплен серьезный финансово-промышленный потенциал, который может быть задействован в данном процессе. Иркутскую область, жители региона называют «серединой земли». Причина тому – именно географическое положение, как раз посередине между Европой и Азией, что дает все шансы на превращение в серьезный транспортно-логистический узел. Предпосылки есть, но есть и комплекс проблем, которые в итоге могут стать непреодолимым барьером между светлым будущим и серым настоящим.
Особенно ярко проблемы транспорта ощущаются на севере области. Без развития транспорта, автодорожной сети здесь невозможно решение назревших еще с Советских времен вопросов: проблемы в сфере ЖКХ, обеспечения населения чистой питьевой водой, водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, реконструкции тепловых сетей и многое другое. Транспорт на севере – это не только системообразующая отрасль, но и возможность выжить для людей.
По словам депутата Законодательного Собрания Иркутской области Николая Труфанова, в регионе до сих пор есть районы, которые по сути отрезаны от транспортных коммуникаций. В Бодайбинский, Мамско-Чуйский и Катангский районы кроме как на самолете из Иркутска никак не добраться, при этом стоимость авиабилетов для населения просто зашкаливает.
На протяжении долгого времени Законодательное Собрание постоянно подталкивает региональное Правительство к выделению дотаций из областного бюджета на покрытие затрат на перелеты людей. Задача непростая, и как говорит северный депутат Николай Труфанов, даже эти дотации сегодня не особо помогают. Выделяемых средств все-равно не хватает для обеспечения существующих потребностей людей. Как признаются местные парламентарии, единственный выход из сложившейся ситуации увеличение выделяемых субсидий из федерального бюджета.
![Николай Труфанов на реконструкции участка автомобильной дороги «Жигалово-Казачинское»](/upload/resize_cache/fastimage/737/805_9999_0/73709e6e1639182e2859e2bc433c8274_lqip.jpg)
Совсем недавно Труфанов, комментируя положение севера Иркутской области, заявил:
«Северу сейчас прежде всего нужно нормальное финансирование, а не надежды. Если будем рассуждать в таких понятиях, как «дорого», «экономически необоснованно», принимать решения, исходя из этого, то какое будущее будет всех нас ждать? А будущее у северных районов есть, кто бы что не говорил! Именно здесь, на севере, сосредоточена значительная часть ресурсного и промышленного потенциала региона, и северяне однозначно заслуживают того, чтобы жить и работать в нормальных, человеческих условиях».
Действительно, по иронии судьбы, большая часть ресурсного потенциала Иркутской области сконцентрирована именно в северных районах. Но чтобы этот потенциал развивать, нужно принципиально изменить уровень транспортной доступности территорий. И здесь нужен комплексный подход, как регионального, так и федерального уровня. Подход, направленный не просто на развитие логистических схем, но и параллельное социально-экономическое развитие северных муниципалитетов. Если такой подход будет реализован, то Иркутская область сделает очень большой рывок по целому ряду показателей. Именно этого сегодня ждут в регионе, в связи со сменой руководства области. Перед вновь сформированным региональным Правительством стоит множество непростых задач, но транспорт – один из главных вопросов. От его успешного решения зависит будущее.