Экономика Экономика

Не только «Северный поток — 2»: в каких отраслях делают бизнес Германия и Россия

Несмотря на санкционное давление, германо-российские экономические связи продолжают активно развиваться. Товарооборот между Россией и ФРГ за последние годы показывает уверенный рост. Появляются новые совместные проекты в разных областях экономики и промышленности. Дискуссия вокруг газопровода «Северный поток — 2» низвела восприятие российско-германского экономического партнерства до торговли энергоносителями. Между тем сотрудничество России и ФРГ имеет разветвленную структуру, в которую входят в том числе и высокотехнологичные отрасли. 

Германо-российская инициатива по цифровизации экономики (GRID)

В 2017 году на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Восточным комитетом германской экономики в сфере цифровых технологий и инноваций. Инициатива была направлена на обмен опытом между российскими и немецкими компаниями в сфере цифровизации рабочих процессов.

Проект объединил таких экономических гигантов России и ФРГ, как Siemens, SAP, Bosch, Volkswagen Group Rus, Ростелеком, Фонд Сколково, «Цифра», государственная корпорация Ростех.

Список участников инициативы продолжает пополняться — по сообщениям руководителей GRID на завершающей стадии находятся переговоры с автогигантом Volkswagen.

Президент России Владимир Путин на ПМЭФ-2017 / Фото: Невские Новости

В рамках инициативы были проведены десятки совместных мероприятий: от конференций до мастер-классов и посещений производств, организованных по технологии «Индустрия 4.0». За последние два года проект утвердился в качестве полезной коммуникационной площадки для российских и немецких специалистов, в одинаковой степени полезной для всех участников.

Важное значение GRID состоит в том, что инициатива позволит синхронизировать российскую и германскую промышленность на базе реализуемой в ФРГ программы «Индустрия 4.0».

Это не только откроет возможности для модернизации российской экономики, но и создаст предпосылки для ее эффективного сопряжения с германскими партнерами. Аналогичные проекты по универсализации «Индустрии 4.0» ФРГ ведет и с другими странами, что оставляет дополнительные опции для сотрудничества российским компаниям.

Железные дороги

Программа модернизации российских железных дорог реализуется при тесном сотрудничестве с компанией Siemens. Высокоскоростные поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, стали удобным способом перемещения между крупнейшими российскими городами.

С 2010 года к системе высокоскоростного железнодорожного сообщения добавился Нижний Новгород. Также немецкая компания поставляет на российский рынок поезда «Ласточки», использующиеся на региональных направлениях.

Фото: YouTube

Руководство Siemens проявило интерес к проекту строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью. Для новой магистрали специалистами компании предложена новая модель поезда «Сапсан — 2». Консорциум «Немецкая инициатива» заявил о намерении предоставить 2 млрд евро для финансирования второго участка строительства — от Нижнего Новгорода до Казани.

В перспективе высокоскоростная магистраль между российской столицей и Казанью станет частью маршрута до Пекина.

С 2008 года Deutsche Bahn и РЖД участвуют в проекте организации контейнерных железнодорожных перевозок между Китаем и ЕС Trans-Eurasia Express. Первый пробный поезд из Китая в ФРГ преодолел расстояние в 10 тысяч км за 17 дней. На данный момент существует ряд маршрутов между европейскими и китайскими городами, позволяющих осуществлять контейнерные перевозки в срок от 15 до 23 дней, что в среднем в два раза быстрее морских контейнерных перевозок.

Автомобилестроение

Для немецких автоконцернов российский рынок традиционно считается одним из наиболее перспективных. Еще в 2007 году компания Volkswagen открыла в технопарке «Грабцево» Калужской области завод по производству своих автомобилей. Спустя несколько лет компания усилила свое присутствие в России, открыв завод по производству двигателей.

Технопарк «Грабцево» / Фото: investkaluga.com/

В конце 2017 года стало известно о предстоящем открытии компанией BMW завода в России. Ожидается, что производство будет размещаться в Калининградской области. Как и в Калужской области, завод автогиганта из Баварии будет обеспечивать производство полного цикла со сваркой и окраской кузова.

Любопытно, что в прошлом году увеличился и автомобильный экспорт из России в ФРГ. Так, почти вдвое — до 70 штук — увеличился экспорт на немецкий рынок автомобилей повышенной проходимости УАЗ-452 (так называемая «Буханка»).

Аскетичность конструкции и сравнительно небольшая цена сделали данную модель привлекательной для немецких любителей экстремального отдыха.

Фото: uaz.ru

Химическая промышленность

Химическая промышленность остается одним из локомотивов германской экономики. Крупнейшие предприятия ФРГ проводят активную инвестиционную политику по всему миру, в том числе и в России. Речь идет как о расширении объемов продаж на российском рынке, так и о строительстве новых предприятий на территории России.

Высокую активность на российском рынке демонстрирует немецкий химический гигант BASF. Компания имеет 10 производственных площадок в России, в работе которых задействованы свыше 700 высококвалифицированных сотрудников.

В 2017 году BASF открыл в Санкт-Петербурге завод по производству строительной химии, инвестировав 5 млн евро. Аналогичные производства ранее действовали в Москве и Казани. Компания планирует расширить производство на территории Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, BASF активно участвует в ряде проектов по разработке российских нефтегазовых месторождений.

Нильс Хессманн на ПМЭФ / Фото: BFM.ru

Деятельность другой крупной немецкой химической корпорации — Bayer — также широко представлена в России. На последнем Петербургском международном экономическом форуме генеральный представитель Bayer в России и странах СНГ Нильс Хессманн заявил о готовности компании увеличить долю локализованной в России продукции до 30% от всего объема продаж в ближайшие 5 лет. В 2010 году компания открыла в подмосковном Ногинске завод по изготовлению полиуретановых систем. В 2016 году между Bayer и НТФФ «Полисан» был подписан договор о локализации производства ряда препаратов в области кардиологии.

Сельское хозяйство

Российский сельскохозяйственный сектор традиционно является одним из важных объектов для прямых инвестиций из ФРГ.

С 2005 года в Краснодаре работает завод по производству комбайнов немецкой компания CLAAS. В 2015 году, несмотря на санкционное давление, произошло значительное расширение производства, потребовавшее инвестиции в 7 млрд рублей.

В результате расширения завод стал одним из крупнейших производств компании в мире. В 2017 году в ходе своего визита в Россию предприятие посетил министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.

Российский завод CLAAS посетил вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль / Фото: CLAAS

Компания Toennies Lebensmittel GmbH & Co, которой принадлежит «Агропромышленная корпорация ДОН», инвестировала с 2007 года в российский агропромышленный комплекс не менее 120 млн евро. Фирма владеет свиноводческими и растениеводческими предприятиями, а также комбикормовым заводом в Воронежской и Белгородской областях. В 2014 году компания стала восьмым крупнейшим производителем свинины в России.

На российском сельскохозяйственном рынке прекрасно себя чувствуют и сравнительно небольшие игроки из ФРГ. В качестве примера можно назвать баварские компании Horsch и Ropa, действующие в Липецкой области и занятые в производстве сельскохозяйственной техники. Обе компании смогли преодолеть последствия экономических санкций и расширили свое производство в России.

Артем Соколов, эксперт аналитического агентства МГИМО «Евразийские стратегии»

Читайте также
20 февраля 2019
Дореволюционная Рига была одним из крупнейших промышленных центров России, Европы и мира. Российская империя развивала в Риге высокотехнологичное индустриальное производство: Русско-Балтийский электротехнический завод, телеграфный завод «Проводник», первое в России авиастроение и легендарные автомобили «Руссобалт».
19 февраля 2019
В правительстве Германии заявили о намерении отказаться от угольной энергетики к 2038 году. Ранее ФРГ уже отказалась от атомной энергетики; отказ от угля проводится в рамках того же курса на переход к экологически чистой энергии.
19 февраля 2019
«Украинская монополия» на транзит газа будет прекращена после запуска газопровода «Северный поток — 2».
20 февраля 2019
Посол США в Варшаве Джорджет Мосбахер считает, что Польша станет центром реэкспорта американского сжиженного природного газа (СПГ).