Культура Культура

Застывшие в камне: советская архитектура в Польше

Начиная со второй половины 40‑х годов, когда послевоенная Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров, ее, в частности культурная, жизнь была неразрывно связана с таковой в СССР. Архитектура, как один из самых наглядных и долговечных видов искусства, говорит об этом контекстуальном единстве предельно ясно.

Стоит ли упоминать, что Польша катастрофически пострадала во время войны, когда почти половина ее культурно-исторического наследия была уничтожена, а в таких городах, как Варшава, Гданьск, Вроцлав, Познань, Щецин, Эльблонг и другие, пострадало до 90% старинной застройки в центральных районах. Это не говоря уж о плачевном состоянии промышленных предприятий, путей сообщения, включая мосты, и прочей инфраструктуры. Одним словом, Польше предстояло превратиться в одну большую стройку на долгие годы.

Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров

И первым делом поднять из руин предстояло Варшаву, которой, согласно Генплану, была уготована роль главного административного и культурного центра Польши, одного из ведущих промышленных и транспортных узлов.

План реконструкции Варшавы охватывал целую шестилетку с 1950 до 1955 года, предполагая по ее завершении продолжение работ в заданном направлении вплоть до середины 60‑х годов.
План реконструкции Варшавы

Одним из первых представителей новой польской архитектуры стало здание Главного статистического управления в Варшаве, которое проектировал именитый архитектор Ромуальд Гутт. Для его построек, в которых преобладали черты функционализма, были характерны трехмерные фасады с выступающими элементами, и этот проект не только не стал исключением, но, скорее, оказался квинтэссенцией его авторского стиля.

Здание Главного статистического управления в Варшаве

Только с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить всю необычность замысла и масштабность осуществленных работ. Так здание Главного статистического управления выглядело сразу после завершения строительных работ в 1954 году. Всего же понадобилось шесть лет, чтобы возвести это необычное сооружение.

Здание Главного статистического управления в 1954 году

На несколько лет позже появился Дом крестьянина, построенный по проекту Богдана Пневского в 1957–1961 годах.

Это здание стало первым примером удачного сочетания строгой простоты функционализма и элементов ордерной архитектуры.

Одной из отличительных черт его внутреннего оформления были мозаичные картины в помещениях первого этажа.

Дом крестьянина

Практически ровесником вышеназванных зданий является и чемпион по высоте не только в Варшаве, но и во всей Польше — Дворец культуры и науки.

Появившийся в центре города в 1955 году брат-близнец знаменитых «сталинских высоток» был спроектирован одним из популярнейших в ту пору архитекторов СССР, апологетом «советского ампира» и лауреатом Сталинской премии Львом Рудневым.

В этом конкретном случае зодчий успешно сочетал в проекте свой излюбленный неоклассицизм с аутентичными архитектурными мотивами, именуемыми «польским историзмом». Здание Дворца культуры и науки имени Сталина, как оно именовалось в ту пору, было своеобразным даром Польше от правительства Советского Союза.

Дворец культуры и науки

Не только польская столица, конечно, прирастала в эти годы интересными архитектурными сооружениями. Ярким примером может служить здание Высшего сельскохозяйственного училища, построенное в Кракове архитектором С. Ющиком в 1963 году. Проект в основном создан в стиле характерного для советского зодчества конструктивизма с привнесением некоторых присущих именно польской архитектуре черт.

Здание Высшего сельскохозяйственного училища

В настоящее время это учебное заведение носит название Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая и ежегодно подготавливает студентов со всей Польши по пятидесяти специальностям на семи факультетах.

Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая

Не столь масштабным, но тоже весьма любопытным с архитектурной точки зрения можно назвать кинотеатр «Космос» в Щецине, спроектированный в конце 50‑х годов польским зодчим Анджеем Коженевским. 

Относящийся скорее к монументализму, кинотеатр не поражает размерами, но внушает почтение строгим и лаконичным абрисом, суровой геометрией фасада, а стены кажутся ничуть не тоньше, чем у средневекового романского замка, и крошечные окна-бойницы только усиливают этот эффект. 

В прошлом году кинотеатр, действовавший на протяжении всех этих лет, закрыли на реконструкцию, которая не должна значительно затронуть внешний вид здания, так как оно признано памятником архитектуры.

Кинотеатр «Космос»

60‑е годы открывают в Польше десятилетие, которое можно было бы окрестить «десятилетием оригинальной архитектуры». «Первые ласточки» появились, впрочем, еще раньше.

Первым образчиком «космических» построек в социалистической Польше стал универмаг «Кругляк» в Познани, построенный в 1955 году и до сих пор удерживающий звание первого и единственного идеально круглого — а точнее, цилиндрического — здания подобного назначения во всей Европе.

Сейчас там, помимо торговых площадей, располагается множество офисов, а также заведения общественного питания и развлекательные площадки.

Универмаг «Кругляк»

Еще один «межзвездный лайнер» приземлился на набережной Кракова по воле архитектора Януша Ингардена и притворился гостиницей, которая получила название «Форум» и множество хвалебных отзывов об оригинальном фасаде и удачном расположении.

И — как тут не поверить в роковую силу «чертовой дюжины» — здание просуществовало в качестве гостиницы только следующие тринадцать лет! В 2002 году ее этажи опустели, и сейчас большинство из них простаивает, за исключением помещения на первом этаже, где теплится жизнь в небольшом анеграундовом кафе.

Гостиница «Форум»

Но самым «неземным» стал, конечно, стадион «Блюдце» (по-польски Spodek) в Катовице, прославившийся именно своей нестандартной формой.

Спроектировали эту «летающую тарелочку» Мацей Гинтовт и Мацей Красинский, но одного проекта было мало, пришлось преодолеть значительные трудности, прежде чем строительство стало возможным.

Например, сырую и зыбкую почву под будущим символом города укрепляли с помощью тридцати тысяч тонн грунта, перевезенных сюда из других мест и распределенных на площади в девять гектаров — именно столько места планировалось отвести под сооружение. Но в конце концов стадион с помпой отпраздновал свой день рождения в 1971 году. Ведет активную жизнь он и поныне, являясь площадкой не только для спортивных мероприятий, но и для концертов и даже турниров по компьютерным играм.

Стадион «Блюдце»

В заключение хочется добавить, что оригинальной архитектурой в Польше отличаются не только общественные заведения и административные здания — есть и представители «малых сих», то есть обычных жилых многоквартирных домов. 

Таков и первый польский «небоскреб» с подобием корабельной палубы у вершины, выросший в 60‑е годы по воле архитекторов Яна Богуславского и Богдана Гневевского в Варшаве, на пустыре, оставшемся после войны. Двухэтажная «палуба» ранее вмещала кафе, которое теперь не функционирует, а в доме по-прежнему живут люди.

Первый польский «небоскреб»


Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии