Политика Политика

Литва готовит блокаду транзита из Беларуси

В Литве сообщили о переправке через Клайпедский порт в Саудовскую Аравию оборудования из Беларуси, которое может быть использовано для создания оружия массового поражения. В один день с выходом «журналистского расследования» о белорусском контейнере Комитет по национальной безопасности и обороне Литвы проводит заседание на ту же тему. Цели спецоперации шиты белыми нитками: Вильнюс хочет ввести лицензирование литовскими властями грузов из Беларуси и тем самым получить в свои руки возможность в любой момент заблокировать белорусский транзит.     

В 2018 году власти Беларуси отправили в Саудовскую Аравию через Клайпеду контейнер с оборудованием, которое может быть использовано для создания оружия массового уничтожения. Это выяснили

авторы «журналистского расследования» литовского портала DELFI и некоего Альянса белорусских расследователей: не иначе, очередной НКО белорусской политэмиграции, созданной для легализации данных литовских спецслужб.

Что там в данном случае «расследовать», решительно непонятно.

Опубликованная информация о транзите контейнера три года спокойно лежала в документах литовской таможни.

Беларусь передала в Саудовскую Аравию «промышленное оборудование для окисления органических соединений». Оборудование, определяющее содержание диоксида азота, было произведено Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований для университета короля Абдул-Азиза. Белорусский груз шел совершенно открыто, таможенники честь по чести его досмотрели, задекларировали и пропустили.

Спустя три года кому-то в Литве, имеющему доступ к архиву литовской таможни, пришло в голову, что диоксид азота используется для оксидации ракетного топлива. А Саудовская Аравия разрабатывает собственную ракетную программу…

Однако если и поднимать теперь международный скандал по этому поводу, то против самой Литвы.

Это ведь литовские официальные лица в свое время не выразили своих сомнений по поводу сомнительного груза из Беларуси, не уведомили о нем профильные подразделения ООН, ОБСЕ и так далее, а спустя три года сами себя разоблачают.

Впрочем, таких амбициозных задач литовская художественная самодеятельность и не ставит.

Цель куда проще: создать инструмент блокады белорусского транзита, введя обязательное лицензирование транзитных грузов Литвой.  

«Расследование» DELFI — пропагандистское обоснование для введения такого лицензирования. Там все шито белыми нитками.

«Если бы речь шла о военных товарах (из списка военных товаров), тогда нужна была бы лицензия, но лицензия на транзит (из третьей страны в третью). В данном случае мы говорим о товаре двойного назначения, при его перевозке через Литву лицензия не нужна», — заявил старший советник отдела процедур Таможенного департамента Литвы Роландас Юрайтис.

МИД Литвы в свою очередь заявляет, что литовская сторона в ситуации с контейнером все видела и все понимала, но ничего не могла сделать. «Контроль товаров двойного назначения регламентирует регламент Совета ЕС 428/2009. Он описывает режим экспорта, пересылки, контроля связанных с посредничеством и транзитом услуг, когда речь идет о товарах двойного назначения. В соответствии с этим актом при транзите через территорию ЕС товаров двойного назначения из третьих стран транзитная лицензия не требуется», — говорится в комментарии внешнеполитического ведомства.

В полном соответствии со старой шуткой про совершенно случайно оказавшийся в кустах рояль Комитет по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы в один день с публикацией «расследования» назначил закрытое заседание о мерах контроля за стратегическими товарами и товарами двойного назначения. «Я не знаю, может, нам расскажут и эту историю, и так может быть. Просто мы поднимаем вопрос, все ли в порядке. Хорошо ли мы все проверяем, нет ли каких-то схем», — рассказал о планах комитета его председатель, «ландсбергист» Лауринас Кащюнас.

Хитрый план проявил себя в полный рост.

Официальный Вильнюс хочет создать механизм шантажа Беларуси одобрением или неодобрением транзитных грузов. Только ради этого понадобилось откапывать ветхую историю с белорусским контейнером для саудитов. 

Литва в конце прошлого года уже намекала на возможность введения санкций против «Беларуськалия» и других «стратегических предприятий Лукашенко», которые экспортируют свою продукцию через Клайпедский порт. Однако даже литовские деятели при всем их своеобразии не могут не понимать, что санкции можно ввести один раз, и второй раз этого уже не сделаешь. Если просто заблокировать белорусский транзит, то Минск элементарно перенаправит его на Россию, как это уже случилось с нефтепродуктами, и никаких политических уступок от «последнего диктатора Европы» в Вильнюсе не дождутся.

Другое дело — медленное выкручивание рук с помощью лицензирования. Так можно долго долбить череп по капле. Эти контейнеры пропустим, а эти нам кажутся подозрительными. А куда это вы ту партию удобрений продаете? Уж не в Иран ли, против которого демократическое сообщество ввело санкции? Нет, не пустим. Но если вы согласитесь сесть за круглый стол с госпожой Тихановской, то, возможно, мы смилостивимся.

В конечном счете это будет та же блокада белорусского транзита, только не одномоментная, а постепенная, идущая по нарастающей. 

Расчет на инерционную политику Минска, на надежду белорусского руководства, что «все рассосется» и отношения Беларуси и Запада вернутся к состоянию до президентских выборов 2020 года. Александр Лукашенко ведь в самом деле не хотел забирать транзит из Клайпеды. Даже нефтепродукты.

Литовский маршрут давно обкатан, привычен. К тому же не хочется расставаться с иллюзиями, что у Беларуси есть экономические рычаги воздействия на Литву, и потом, Минск способен к конструктивному диалогу с ней, на который неспособна Москва.

С литовских политиков-дуболомов сталось бы одним махом обрубить все эти иллюзии и просто ввести санкции против белорусских клиентов Клайпеды. Но, видимо, нашелся кто-то умнее их, подсказавший, что куда целесообразнее в плане влияния на внутриполитическую ситуацию в Беларуси будет тонкий шантаж и вынос мозга по капле.


Читайте также
16 декабря 2020
Беларусь приостанавливает экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт Литвы.
16 декабря 2020
Президент Беларуси Александр Лукашенко сдержал данное ранее слово переориентировать все торговые потоки с литовских портов на другие и таким образом «проучил хамов». Об этом заявил политолог Сергей Михеев.
14 декабря 2020
Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт.
15 марта 2021
Предприятие из города Светлый Калининградской области изготовило для нового терминала по перевалке минеральных удобрений и других сыпучих грузов в порту Усть-Луга четыре крана-перегружателя.