Политика Политика

Запад потерпел крупнейшее поражение в Восточной Европе со времен возвращения Крыма

Беларусь объявила о приостановке своего участия в программе «Восточного партнерства» ЕС. Это тяжелейший удар по главному геополитическому проекту Запада на постсоветском пространстве, который институционально оформлял строительство «буферной зоны», отделяющей Россию от Евросоюза. Отказ Беларуси даже от формального участия в «Восточном партнерстве» лишает Запад возможности в будущем сомкнуть «санитарный кордон»: цепочку антироссийских государств от Балтики до Черного моря.

«Республика Беларусь приостанавливает свое участие в инициативе ЕС «”Восточное партнерство”», — говорится в официальном заявлении МИД Беларуси

. «[…] Постоянный представитель Республики Беларусь при ЕС отзывается в Минск для консультаций. Главе представительства ЕС в Республике Беларусь также предложено выехать в Брюссель для консультаций. Кроме того, в ответном порядке будет запрещен въезд в Беларусь представителям евроструктур и лицам из стран Европейского союза, которые содействовали введению ограничительных мер».

Фактическая высылка из Минска официального представителя ЕС более всего напоминает изгнание из Беларуси американского посла 13-летней давности. Составление «черных списков» враждебно настроенных деятелей — тоже возвращение к привычной для Минска практике, от которой он старался отойти в период, когда Беларусь пыталась быть многовекторной и нейтральной.

Зато приостановка участия в «Восточном партнерстве» беспрецедентна.

Беларусь фактически выходит из главного геополитического проекта Запада постсоветского времени, направленного против России.

«Восточное партнерство

» было запущено Европейским союзом в 2009 году как реакция на события предыдущего года в Южной Осетии, когда Россия на примере Грузии показала, что не позволит развязывать в своем ближнем зарубежье этнические чистки и войны. И статус ставленника Запада, который в тот момент имел грузинский президент Саакашвили, гарантией безнаказанности в данном случае не является.

Евросоюз в ответ инициировал собственный геополитический проект на постсоветском пространстве, разработав рамочную программу сближения с бывшими советскими республиками, отделяющую их отношения с Европой от отношений с Россией. Россия выносилась за скобки «Восточного партнерства». Больше того — противопоставлялась ему. Меры, которые должны были принимать страны — участницы программы, для того чтобы заслужить одобрение и финансирование на Западе, так или иначе уводили их прочь от России.

По сути, «Восточное партнерство» было институциализацией через ЕС идеи «буферной зоны», которая отделяет Россию от остальной части Европы и не дает самой большой стране мира развиваться через взаимодействие с европейцами.

Недаром инициатором и разработчиком этой программы была Польша. «Восточное партнерство» отражает базовую идею польской геополитики о создании по периметру российских границ «санитарного кордона» из враждебно настроенных к России стран, находящихся под польским протекторатом.

Ресурсов у Польши для оформления под свой электорат бывших земель Первой Речи Посполитой явно недостаточно, поэтому в случае «Восточного партнерства» речь де-факто шла о брюссельском протекторате. «Промежуточные» постсоветские страны между Россией и Евросоюзом вовлекались в сферу геополитического влияния ЕС, но без перспективы членства в этой организации. В чистом виде «буферная зона» и «санитарный кордон».

Участие в инициативе ЕС Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины было инструментом по отрыву их от России.

Поэтому с самого начала особо остро стоял вопрос: что делают в «Восточном партнерстве» Беларусь и Армения? Официальные союзники России участвуют в откровенно антироссийском проекте — нонсенс!

Традиционный ответ на этот вопрос состоял в мантре: «Восточное партнерство» не направлено против России. Эту мантру повторяли годами действия программы, только реальность она отменить не могла. Реальность же состояла в том, что стратегические шаги, которых требовал Брюссель от бывших советских республик для сближения с ЕС, были направлены на отдаление от России, действие в ущерб интересам России и рост враждебности по отношению к России.

Это наглядно показала история с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, которая вызвала крупнейший геополитический кризис в Европе, потому что ассоциация продвигалась с нескрываемой целью оторвать Украину от России.

Что же касается Беларуси, то в ее случае нежелание сближаться с Западом за счет разрушения союза с Россией привело к минимизации участия в инициативе ЕС. Президент Беларуси Александр Лукашенко раз в несколько лет отказывался от приглашений на саммиты «Восточного партнерства», потому что предполагалось, что там ему подсунут на подпись коллективную антироссийскую резолюцию.

Оттого, что Беларусь не была активна в «Восточном партнерстве», некоторые делают вывод, что и приостановка ее участия в этой программе не является большим событием. Это не так.

Сама характеристика членства республики в инициативе ЕС как формальности говорит о том, что существовала форма для геополитического разворота Беларуси с Востока на Запад. Нужно было лишь политическое решение, чтобы наполнить эту форму содержанием, а институциональная основа для переориентации на НАТО и ЕС была уже готова.

Отказ Беларуси даже от формального присутствия в «Восточном партнерстве» не позволяет сомкнуть «санитарный кордон». В цепи антироссийских государств Балтики и Черного моря закрепляется выпадающее пророссийское звено, без которого эта цепь не может полноценно выполнить свою главную миссию: «сдерживание» России.

В этом смысле приостановка участия Беларуси в «Восточном партнерстве» — это крупнейшее геополитическое поражение Запада в «Восточном партнерстве» со времен воссоединения Крыма с Россией.

Плюс к этому геополитическому удару нужно нанести удар символический. Евросоюз не выгонял Беларусь из «Восточного партнерства» — Беларусь ушла сама. От участия в интеграционных проектах Запада начинают отказываться. Верный признак того, что глобальное лидерство Запада уходит в прошлое.

Лукашенко удружил Евросоюзу: на саммит «Восточного партнерства» поедет Тихановская! © RuBaltic•Ru
Лукашенко удружил Евросоюзу: на саммит «Восточного партнерства» поедет Тихановская! © RuBaltic•Ru


Статья доступна на других языках:
Читайте также
25 июня 2021
В ближайшие недели Минск постепенно запустит в действие ответные меры на санкции Евросоюза (ЕС).
28 июня 2021
Беларусь готовит ответные санкции в отношении Европейского союза (ЕС), стран Балтии и Польши. Об этом заявил лидер Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) Олег Гайдукевич.
25 июня 2021
Европейский Союз все-таки ввёл экономические санкции, ввёл их не против власти, а против народа и страны.
28 июня 2021
Секторальные санкции Евросоюза против Беларуси в краткосрочной перспективе не окажут серьезного воздействия на литовскую экономику. Но последствия очередного санкционного удара по режиму Лукашенко могут быть куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд.