×
Экономика Экономика

Энергетическая стратегия Литвы ведет страну к зависимости от России

Литва готовится «перезагрузить» уже, казалось бы, окончательно провалившуюся стратегию по обретению энергонезависимости от России. Однако базируясь на прежних элементах, эта стратегия может привести лишь к обратным результатам.

Новый политический сезон литовская элита планирует открыть со старых и далеко не самых успешных идей. Правительство готовится придать второе дыхание своей прежней энергетической стратегии, базирующейся на триаде - атомная электростанция, терминал сжиженного газа и сланцевая энергетика. Единственной целью этой стратегии является окончательный разрыв последнего из того, что еще более или менее связывает Литву с соседней Россией – энергетического сотрудничества. Предполагается, что Висагинская АЭС придет на смену закрытой с 2010 г. по требованию ЕС (а по версии литовского руководства – для разрушения всё той же зависимости от России в лице «Росатома») Игналинской электростанции, обеспечивавшей некогда электроэнергией не только всю Литву, но и сопредельные территории. Заменить «Газпром», согласно этим планам, должен будет газ, доставляемый по морю откуда угодно, но не из России. И, наконец, добыча сланцевого газа и нефти должна будет превратить Литву и вовсе в энергетического гиганта, чуть ли не определяющего погоду на международных энергетических рынках.

Правда, большинству из этих планов так и не суждено было продвинуться ни на шаг за последние годы.

Единственный, кто хотел развивать в Прибалтике сланцевую энергетику, американская компания «Chevron», присмотревшись к Литве, решил покинуть эту страну. Против Висагинской АЭС литовцы проголосовали в октябре 2012 г. на референдуме, после чего проект погряз в бесконечных согласованиях и «экспертных оценках» его эффективности, инициированных правительством Буткявичюса, не пожелавшего отказываться от атомной энергетики. И лишь проект СПГ-терминала в Клайпеде худо-бедно, без конкретного поставщика газа, зато уже с законодательным принуждением крупного бизнеса покрывать 25% своего потребления именно из этого терминала, движется к финалу.

Несмотря на все эти неудачи, мечты о прибалтийской энергетической империи оказываются сильнее экономической целесообразности. На минувшей неделе министерство энергетики Литвы и стратегический инвестор ВАЭС, японская корпорация «Hitachi» подписали меморандум о создании совместного предприятия для реализации «атомного проекта». Вместе с тем, министр энергетики страны Ярослав Неверович заявил, что Висагинская АЭС все же может быть эффективной, и в очередной раз призвал подключиться к проекту Латвию и Эстонию как региональных партнеров. По словам министра, структура и функции совместного предприятия по созданию электростанции будут готовы на бумаге к середине сентября, когда и всё это и представят в Риге и Таллине.

На сланцевом поприще литовские элиты также ждут «ренессанса». Осенью правительство страны намерено объявить новый конкурс на разведку сланцевого газа. Появились уже даже первые заинтересовавшиеся в лице шведской компании Tethys Oil. Исполнительный директор компании Магнус Нордин заявил, что окончательное решение еще не принято и будет зависеть от результатов разведки. К слову, заявление это было сделано через несколько дней после того, как упоминавшийся выше «Chevron» закрыл свой офис в Вильнюсе, продал литовские активы и окончательно покинул страну.

Несмотря на буквально религиозную веру литовского руководства в свои энергетические проекты, последние годы их «успешной» реализации только добавляли аргументов скептикам и на практике доказывали их несостоятельность. Более того, главный парадокс ситуации в том, что, по мнению экспертов-энергетиков, даже если эта стратегия и будет реализована, то она не отгородит Литву от России, а, вероятно, даже привяжет еще сильнее.

Так, например, оказывается, что функционирование АЭС гораздо сложнее, нежели это пытаются представить придворные литовские политологи, не погруженные в технические вопросы и повторяющие пластинку об автономности работы атомных электростанций.

«Существует золотое правило, согласно которому один агрегат не может быть больше 3% от общей системы… Поэтому АЭС мощностью в 1,3 млн. кВт может строиться лишь в системе общей мощностью в 40 млн. кВт. Северо-западная Европа – Литва, Латвия и Эстония - составляет 6 млн. кВт. Поэтому мы можем строить блоки не мощнее 200 мегаватт. В противном случае мы не сможем регулировать систему», - рассказывал в интервью RuBaltic.Ru почётный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас СТУМБРАС. Проектная же мощность Висагинской АЭС на данный момент 3400 МВт, то есть даже несколько больше, чем было у Игналинской АЭС. Соответственно, электростанция такой мощности может работать только в системе Литвы совместно с Беларусью и… Россией.

«Реактор такой большой мощности, который Литве через силу навязывает корпорация Hitachi, ещё больше привяжет Литву к постсоветской системе сети электропередачи BRELL, которая единственная в настоящее время в состоянии гарантировать стабильность электростанции такой мощности, - считает также и член Сейма, председатель Партии зелёных Литвы и бывший соратник президента Грибаускайте Линас БАЛЬСИС.

- Досадно, что министр Неверович откровенно вводит в заблуждение общество, говоря, что реактор Hitachi облегчит отключение Литвы от постсоветской системы сети электропередачи BRELL и ускорит синхронизацию с сетями континентальной Европы (в первую очередь, Польши, Германии и Франции)».

Но в заблуждение литовцы вводятся не только в связи с постройкой ВАЭС. Единственный более или менее успешный проект литовской энергетической триады, терминал СПГ, тоже вопреки заявлениям политиков не дарует стране самостоятельность. Инициаторы проекта сделали ставку на отказ от российского сырья, не предусмотрев второй важнейший вопрос газовой энергетики – транспортировку. В итоге, чтобы транспортировать «нероссийский» газ в Литву по цене неразорительной для местного покупателя, Вильнюсу придется опять же обращаться за услугами к «Газпрому». «Между Россией и Кувейтом существует договорённость. К примеру, Италия купила газ у России. Кто его повезёт? Кувейт – ему там ближе. Мы будем покупать у Кувейта, а транспортировать будет «Газпром». У них там свои связи», - поясняет А.Стумбрас.

Получается, что ни один из ключевых проектов энергетической стратегии Литвы на сегодняшний день не в состоянии сделать Литву энергетически самодостаточной страной, а «перезагрузка» этих проектов возможна опять же лишь при участии России. Правда, если эти проекты и удастся реализовать, то одно важное изменение все же произойдет – платить за электричество и тепло литовцам придется значительно больше.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров