Экономика Экономика

Латвия признала критическую зависимость экономики от транзита

Источник изображения: mfplc.com.mt
 

Народное хозяйство Латвии не сможет полноценно функционировать без транзитной отрасли. Об этом заявил министр сообщения прибалтийской республики Талис Линкайтс. Но рецептов спасения отечественных портов и железной дороги он не предлагает. По мнению чиновника, «концептуальная ясность» в этом вопросе может появиться в течение шести месяцев. Почему именно шесть месяцев, остается только гадать. Пока что стратегия выхода из транзитного кризиса в Латвии сводится к одной фразе: «ждать у моря погоды».

Начало года для портов Риги, Вентспилса и Лиепаи выдалось непростым. За январь и февраль они перевалили чуть больше 7 миллионов тонн грузов — это на 11,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда транзитная отрасль уже находилась в тяжелом кризисе.

Для сравнения: грузооборот Клайпедского порта за первые два месяца составил 7,5 миллиона тонн. То есть три крупнейших латвийских порта не могут угнаться за одним литовским (тот еще не успел почувствовать последствия переориентации белорусского транзита).

«Катастрофа» — самое подходящее слово для описания ситуации.

Впрочем, Талис Линкайтс предлагал соотечественникам относиться к этому философски. Раньше он говорил, что в транзитной отрасли Латвии формируется «новая нормальность». Это когда российские грузы ушли, а новых ждать неоткуда. Остается только смириться со значительным снижением оборота. Еще несколько лет назад для Риги, Вентспилса и Лиепаи «нормальностью» были 40 миллионов тонн в год, а сейчас — порядка 25 миллионов.

Теперь же Линкайтс увидел в этом проблему, которую нужно решать. Каким образом?

Ответа нет ни у министра сообщения, ни у главы правительства, ни у руководителя «Латвийской железной дороги».

Иллюзию бурной деятельности помогает создавать реформа управления крупнейшими портами страны.

Две предыдущие попытки (в 2002 и 2012 годах) закончились неудачно. Теперь за дело взялся Линкайтс: он предлагает отдать морские гавани в ведение специально созданных для этого государственных обществ капитала. Дескать, это поможет вывести портовую инфраструктуру из-под политического влияния отдельных людей, которые паразитировали на ней с 1990-х годов.

Прозрачный намек на мэра Вентспилса Айварса Лембергса, которого суд недавно приговорил к пяти годам тюремного заключения.

Не будем спорить с господином Линкайтсом. Вместо неэффективной модели управления портами правительство Латвии внедрит эффективную — пусть так!

Но это никак не поможет решить проблему обвального падения грузооборота. И хорошим, и плохим менеджерам у руля латвийских портов придется наблюдать за тем, как российский транзит уходит в сторону Усть-Луги.

Упомянутая «реформа» больше напоминает попытку центральных властей «прихватизировать» важные предприятия — вывести их из-под влияния местных элит и органов самоуправления.

«В понедельник коалиция договорилась о "капитальном ремонте" в портах. Латвийские порты смогут развиваться, и это хорошая новость для тех, кто хочет, чтобы традиции хорошего управления были начаты и в латвийских компаниях, в том числе в портах», — заявил министр юстиции Янис Борданс.

Словосочетание «капитальный ремонт» работников отрасли должно настораживать. Именно его использовал премьер-министр Кришьянис Кариньш, когда «наводил порядок» в финансовом секторе страны.

Результат налицо: нерезиденты массово забрали свои вклады из латвийских банков.

И глава правительства это приветствует.

«Денежный транзитный бизнес, как вы славили финансовый сектор, что он какое-то время работал: индивиды стали там очень зажиточны, но потом. когда крупнейший банк начал процесс самоликвидации, воздействие на внутренний валовой продукт было вообще незаметным. Это только указывает на то, что этот бизнес был фактически полностью отделен от нашего народного хозяйства», — заявил Кариньш.

Не такую ли судьбу премьер-министр Латвии готовит портам Риги, Вентспилса и Лиепаи?

Иностранные вкладчики забрали деньги — иностранные грузоотправители забирают грузы. А Кариньш и компания будут радоваться, что прибалтийская республика избавляется от порочного «транзитного мышления».

«Это мышление есть то, что нас долго задерживало; противоядием этому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита», — уверяет глава латвийского правительства.

В этом вопросе они с министром сообщения занимают диаметрально противоположные позиции.

Ведь Линкайтс заявляет, что экономика страны не может функционировать без грузовых перевозок.

Более того, он призывает увеличивать понимание роли транзита, который генерирует налоговые поступления, создает рабочие места и является системно важным сектором. А это в чистом виде пропаганда «транзитного мышления».

Конечно, нет ничего удивительного в том, что разные люди по-разному смотрят на проблемы латвийской экономики. Но если речь идет о министре и премьер-министре одного правительства, то их цели должны совпадать.

Как могут Кариньш и Линкайтс декларировать два абсолютно разных подхода к развитию сектора транзитных грузоперевозок? Чего можно ожидать от такой команды?

«В идеале реформу управления портами следует рассматривать вместе со стратегией развития отрасли», — заявил в ходе дискуссии с Линкайтсом парламентский секретарь Минэкономики Юргис Миезайнис. Прозвучало это как упрек: где же ваша стратегия, господин министр?

Линкайтс подтвердил, что стратегии нет. Однако в течение полугода может появиться некая «концептуальная ясность» относительно будущего транзитной отрасли Латвии. Остается только гадать, почему министр сообщения озвучил именно такие временные рамки.

При этом кризисные явления в работе портов и «Латвийской железной дороги» отчетливо проявились в 2019 году. Вырабатывать «концептуальную ясность» нужно было уже тогда. А правительство Кариньша до сих пор не чешется.

Вместо конкретных действий звучит предложение еще полгода подискутировать, понаблюдать за развитием событий.

С другой стороны, что может сделать Талис Линкайтс? Чисто по-человечески его можно понять. Самое разумное решение — не тратить свое время, силы и здоровье на решение задачи, которую решить нельзя по определению.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Халява, приди: 4 безумные идеи Прибалтики разбогатеть назло России
23 марта
Как Литве, Латвии и Эстонии приблизиться по уровню материального достатка к Финляндии и другим северным странам, не прибегая к нормализации отношений с Россией? Попытки ответить на этот вопрос порой трансформируются в самые завиральные экономические прожекты, которые особенно востребованы для Прибалтики сейчас, в годину экономического кризиса.
Латвия увидела плюсы в потере российского транзита
17 марта
Потеря российских грузов, а также связанные с этим проблемы портовой и транспортной инфраструктуры пойдут Латвии на пользу. К такому выводу пришел глава правительства прибалтийской республики Кришьянис Кариньш.
«Наследие оккупации» снова в тренде: Латвия решила возродить промышленность
15 марта
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш провозгласил курс на «интеллектуальную реиндустриализацию».
3 новейших примера стратегической несостоятельности Прибалтики
21 марта
В действиях руководства Литвы, Латвии и Эстонии в последние недели особенно ярко проявляется фатальная неспособность к стратегическому мышлению.
Обсуждение ()
Новости партнёров