Экономика Экономика

Союз бессилия: Прибалтика надеется избежать катастрофы за счет дотаций ЕС

Источник изображения: lrytas.lt
 

На фоне глобального кризиса в Прибалтике резко выросла активность вокруг железной дороги Rail Baltica. Правление проекта проводит онлайн-конференции, Таллин выделяет деньги на строительство трамвайных путей к новой железной дороге, а в Литве Rail Baltica называют «спасательным кругом» для терпящего бедствие бизнеса. Страны Балтии, очевидно, решили выбираться из кризиса через строительство больших инфраструктурных объектов. Их проблема в том, что деньги на эти объекты всегда давал Европейский союз, а сейчас шансы Прибалтики на получение дотаций из еврофондов в прежних объемах стремятся к нулю.  

«По итогам консультаций, в зависимости от их результатов будет завершена подготовка документов по закупкам и объявлены тендеры на работы, стоимость которых достигнет почти 480 миллионов евро, из которых Литва уже обеспечила себе почти половину финансирования.

Эти работы, как и весь проект Rail Baltica, общей стоимостью 2,8 миллиарда евро перед лицом COVID-19 могут стать огромным "спасательным кругом" для литовского бизнеса, поэтому я призываю компании не только быть пассивными наблюдателями, но и активно участвовать в реализации проекта», — рассказал на днях генеральный директор подразделения «Литовских железных дорог» Lietuvos Geležinkeliai Infrastructura Каролис Санковски.

Это заявление прекрасно иллюстрирует и объясняет парадоксальным образом возросший в условиях пандемии коронавируса интерес к железной дороге Rail Baltica.

Страны Прибалтики надеются вывести экономику из крутого пике за счет строительства больших инфраструктурных объектов.

Отсюда внезапный ажиотаж вокруг самого масштабного инфраструктурного проекта в постсоветской истории Эстонии, Латвии и Литвы. В Литве начали строить дорогу на участке между Каунасом и Паневежисом. Таллин выделил 20 миллионов евро на строительство трамвайных путей, которые должны соединить Rail Baltica с Таллинским морским портом.

Логика прибалтийских властей понятна. Приведение экономики в чувство за счет большого государственного строительства — не соответствующее либеральным догмам, но исторически оправдавшее себя решение. Франклин Рузвельт вытаскивал Америку из Великой депрессии за счет строительства автомобильных дорог. Бизнес таким образом получал подряды, безработные — заработок, а США — транспортную сеть, которая возвращала американскую экономику на траекторию роста.

Такую же технологию хотят применить и в Прибалтике. «Когда экономика замедляется, очень важно инвестировать в ее "разогрев". Rail Baltica — инвестиционный проект с 85%-й поддержкой Евросоюза — приносит значительную выгоду экономике, — заявил председатель правления управляющей компании проекта RB Rail Агнис Дриксна. — Rail Baltica предусматривает инвестиции в размере 5,8 миллиарда евро в трех странах Балтии. Я бы сказал, что рывок будет уже в этом году. Проектные работы находятся в активной стадии, строительные работы стартуют в этом году. Конечно, наибольшая сумма запланирована на период с 2022 по 2024 год, но работа начинается уже в этом году, и уже в нем мы сможем увидеть новые рабочие места, а особенно в следующем и через год».

Самые важные слова в этом выступлении — про 85% поддержки Евросоюза.

Прибалтика не собирается строить Rail Baltica на свои, потому что своих денег на стройку подобного масштаба у нее нет и никогда не было; в Вильнюсе, Риге и Таллине рассчитывают вытащить экономику из катастрофы за счет дотаций из структурных фондов ЕС.  

Насколько эти надежды оправданы, видно хотя бы по системным проблемам, которые возникли у Rail Baltica с европейским финансированием еще до пандемии коронавируса. В 2020 год Rail Baltica вступила как пребывающий в очевидном кризисе проект.

Из международного консорциума по строительству узкоколейной железной дороги через Прибалтику вышла Финляндия, заявившая, что она выбирает свои национальные проекты. Работники Rail Baltica рассылали открытые письма о том, что проект находится в кризисе из-за плохого корпоративного управления. Брюссель взял курс на бюджетную экономию, и первыми в новом семилетнем бюджете ЕС должны были «пойти под нож» структурные фонды для Восточной Европы, финансируемые в рамках политики сплочения.

Повторимся, все это было еще до пандемии, когда уже стало ясно, что Великобритания уходит из Евросоюза, но последний был скорее жив, чем мертв, и в нем предполагался экономический рост. После явленных этой весной невиданных чудес «европейской солидарности» в Европе говорят о крупнейшем кризисе Евросоюза в его истории, о триумфе национального эгоизма и грядущих «разборах полетов» между союзниками с обязательным битьем посуды.

Что же касается экономики, то МВФ прогнозирует, что самый страшный экономический кризис на сей раз будет в Европе. Европейская экономика потеряет в результате глобального кризиса вдвое больше, чем мировая.

Как при такой конъюнктуре в Прибалтике рассчитывают не только сохранить финансирование Rail Baltica, но еще и увеличивать смету, что они делали все годы этого бесконечного сериала со строительством железной дороги? Какие основания строительства узкоколейки они могут назвать в финансовой заявке Брюсселю?

Экономическая выгода от железной дороги? Ее нет. Rail Baltica — проект не окупаемый и нерентабельный. С севера на юг — из Скандинавии в Центральную Европу — через Прибалтику нечего возить, на этом направлении нет ни пассажиров, ни грузов.

Косвенно убыточность проекта признавали даже прибалтийские чиновники, когда заявляли, что Rail Baltica — проект не экономический, а политический. Железная дорога нужна как символ «европейского выбора» Балтии через встраивание бывших советских республик в европейскую транспортную инфраструктуру.

Но вот найдутся ли у Европы в ее нынешних плачевных обстоятельствах деньги на такие дорогостоящие политические демонстрации?

Кроме политической, есть еще и военно-стратегическая составляющая. Rail Baltica как транспортная артерия для переброски войск НАТО в Прибалтику. Однако и этот фактор не обещает европейского финансирования. Брюссель, опять же, еще до COVID-19 сократил до нуля финансирование проекта «военного шенгена» — строительства и модернизации транспортной сети в Восточной Европе для ускоренного передвижения войск. Rail Baltica как элемент «военного шенгена»? Тоже «не катит».

Получается, куда ни кинь — везде клин. Это очень печальная история.

Прибалтика не придумывает никаких прорывных решений: в кризисной ситуации она в очередной раз хватается за дотации ЕС и видит в них панацею, не желая признавать, что времена, когда западные союзники щедро оплачивали самые нелепые прибалтийские «хотелки», безвозвратно прошли.

Эстония, Латвия и Литва рассчитывают и дальше выезжать на тех старых фокусах, что в прошлом приносили успех. «Русская угроза», солидарность союзников с вечными профессиональными «жертвами», внешнее финансирование, выдворение на заработки безработного населения. К новому миру, в котором все это не работает, они не готовы.   

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
У мигрантов отняли рабочие места и шенген: прежняя жизнь Прибалтики кончилась
22 апреля
Интервью с президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктором экономических наук Николаем Межевичем.
Европа решила выбираться из кризиса за счет бывших республик СССР
23 апреля
Европарламент предложил создать общее экономическое пространство между Евросоюзом и странами — участницами программы «Восточного партнерства».
Эстония подзуживает Украину: вперед, на войну с Путиным!
23 апреля
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и его коллеги из стран Евросоюза приняли участие в видеоконференции, на которой обсудили координацию действий Киева и Брюсселя в борьбе с эпидемией коронавируса.
Крах западной глобализации: какие выводы нужно сделать для союза России и Беларуси
23 апреля
Пандемия коронавируса вполне может стать завершающим актом драмы расцвета и упадка глобального миропорядка, который складывался по итогам холодной войны, распада СССР и социалистического лагеря.
Обсуждение ()
Новости партнёров