×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Власти Балтийских республик уничтожают собственную транспортную инфраструктуру

Источник изображения: shoes-web.ru

В декабре прошлого года на пунктах пропуска, расположенных на российско-эстонской границе, выстроились огромные очереди. Официальный Таллин усложнил жизнь эстонцам, едущим к родственникам в Россию. Эти очереди стали своеобразным символом того логистического тупика, в который загнали всю Прибалтику в рамках своей антироссийской политики местные элиты. Без каких-либо внятных объяснений они лишили экономики стран Балтии их главного стратегического преимущества — транзитных возможностей. Причем часть потенциала уже утрачена безвозвратно.

Огромные очереди на границе России и Эстонии появились в середине декабря прошлого года. Каких-то внятных объяснений по этому поводу официальный Таллин так и не дал. Сначала власти Эстонии распространяли слухи о том, что Москва якобы готовит закрытие границы, и запугивали местных жителей тем, что они не смогут вернуться назад. А затем, когда эстонские граждане все-таки активно поехали в РФ, силовики стали задерживать людей на границе, объясняя свои действия мнимым наличием толп на нейтральной территории перед российским контрольно-пропускным пунктом из-за «усиленных» досмотров. Это звучало достаточно любопытно, так как полный таможенный досмотр с августа текущего года ввели на границе с РФ именно эстонские власти.

Когда ситуация попала в СМИ, на нее отреагировала официальный представитель МИД России Мария Захарова.

«В основном в очередях находятся соотечественники, русскоговорящие граждане, которые едут в Россию к родственникам встретить Новый год. Прежде всего из-за искусственной эскалации ситуации со стороны эстонских пограничников на указанных пунктах пропуска стали образовываться многочасовые очереди», — заявила Захарова.

По ее словам, информация об «усиленном досмотре» следующих из Эстонии в Россию людей не соответствует действительности.

«Наша страна готова принять столько гостей, сколько захотят приехать в установленном законом порядке», — уточнила официальный представитель МИД РФ.

Эта ситуация свидетельствует о том, что, несмотря на все усилия прозападных режимов, горизонтальные связи между россиянами и гражданами Прибалтийских республик сохраняются. Обычные люди устали от конфронтации и не хотят разрывать отношения с Россией.

Пробки на границе стали своего рода символом того, что происходит в сфере логистики Прибалтийских государств вот уже почти три года. И последние новости это только подтверждают.

Так, например, согласно данным Департамента статистики, за 11 месяцев прошлого года перевалка грузов в портах Эстонии сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2023-го года на 31%. Эксперты говорят, что на фоне «допандемийного» периода грузооборот в них уменьшился почти вдвое.

При этом в 2023 году, например, конкретно порт Таллина снизил перевалку грузов на 29%, а в 2022-м — на 20,7%.

Грузовые автоперевозки по эстонской территории в прошлом году упали на 8%, а железнодорожные — почти на 40%.

«Учитывая то, что транзит с востока на запад прекратился, а транзита с севера на юг до завершения Rail Baltica еще нет, мы сейчас находимся в наихудшем из четырех сценариев, который составили 10 лет назад, а именно в логистическом тупике», — заявил эстонским средствам массовой информации коммерческий директор DB Schenker в Северной и Восточной Европе Янек Саареокс.

Ситуация в других республиках Прибалтики не лучше. Грузооборот латвийских портов за 11 месяцев снизился на 7%. В Вентспилсском порту перевалка грузов упала на 23,5%. В 2023 году по сравнению с 2022-м грузооборот портов Латвии упал на 19,6%. Перевозка грузов по латвийским железным дорогам за девять месяцев 2024 года рухнула на 25,5%, а в 2023-м — на 27,6%.

«Какого прироста объема грузов или, правильнее, более медленного спада мы можем хотеть в портах, если у власти такие специалисты? Премьер говорит, что транзит вреден. Но каждая тонна, которая переваливается через наш Рижский порт, приносит госбюджету 15 евро. И это происходит при том, что государство ничего не делает, ничего не вкладывает, не поддерживает портовый бизнес. Груз, который где-то приобретен или изготовлен, никуда не исчезает. На него находится покупатель, находятся пути его доставки ему. Говорить, что Латвии транзит не нужен и порты не нужны, — это вредительство! О глупости здесь даже нет смысла говорить, так как эта глупость превосходно демонстрируется обществу», — рассказал в интервью латвийским СМИ бывший управляющий Рижским свободным портом Леонид Логинов.

По его мнению, перспектив у латвийских портов нет, так как «грузы нельзя родить из ниоткуда, они не могут появиться».

«Надеяться не на что, никакого расцвета не будет. То, что там кто-то теперь ковыряется, говоря, что в порту начнется крупное производство, — об этом вообще нечего мечтать», — резюмировал Логинов.

Картина в Литве практически идентичная. Например, грузопоток по железным дорогам в первом полугодии текущего года упал на 7%. Более чем на 7% обвалилась перевалка контейнерных грузов в порту Клайпеды.

Транспортная инфраструктура Прибалтики уже превратилась из актива в пассив. Западному бизнесу нет никакого смысла вкладывать в нее средства. Поэтому в Прибалтийских государствах сейчас срывается один инвестиционный проект за другим. На этом направлении не будет высоких объемов грузооборота, так как в странах Балтии нет большого количества товаров и сырья для продажи в Евросоюзе, а местные рынки слишком маленькие. Проекты вроде Rail Baltica, скорее всего, просто постепенно зачахнут.

Часть логистических потоков (например, те белорусские грузы, которые теперь вывозятся в третьи страны через российские порты) для Прибалтики уже потеряна. Но что-то все еще можно спасти. Для этого необходимо радикально сменить внешнеполитический курс и заняться восстановлением добрососедских отношений с Москвой и Минском. Причем чем скорее, тем лучше. Иначе может быть поздно.

Читайте также
Экономический кризис бьет по рождественским традициям стран Балтии
25 декабря 2024
25 декабря жители Прибалтийских республик отмечают свой любимый праздник — Рождество. Его традиционно встречают в кругу семьи и только на следующий день начинают ходить в гости. У жителей Прибалтики существуют богатые рождественские традиции — одни из них местные, другие были позаимствованы у соседей, например, в Германии. Важная часть торжеств — праздничное застолье. Вот только в этом году подготовка к нему доставила многим гражданам этих республик совсем не праздничные ощущения.
Почему стремительно деградирует транспортная инфраструктура стран Балтии?
27 декабря 2024
Количество проблем в содержании транспортной инфраструктуры в республиках Балтии нарастает. Для того, чтобы решить их, нужны космические суммы, которые взять негде — для местных экономик они неподъемны, а Брюссель больше не горит желанием решать «дорожные» проблемы Балтийских стран. Корень всех бед кроется в том, что содержание транспортной инфраструктуры Латвии, Литвы и Эстонии утратило всякий коммерческий смысл — регион оказался в логистическом тупике, и грузооборот на его территории стремительно обваливается.
Латвия ограничит ввоз топлива для грузовых автомобилей
24 декабря 2024
Латвия ограничит ввоз топлива для прибывающих в страну грузовых автомобилей с 1 января 2025 года. Об этом предупредил своих граждан Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси.
«Ни логического, ни экономического обоснования»: в Латвии раскритиковали проект Rail Baltica
31 декабря 2024
Экс-министр земледелия Латвии Дидзис Шмитс подверг критике проект Rail Baltica, заявив, что власти страны не могут обосновать его необходимость.