Культура Культура

Латвийский поэт: последние 30 лет в Прибалтике идет политика национального реванша

Источник изображения: YouTube.com
0  

В праздничный день 8 марта на сцене московского театра «Булгаковский дом» прошел спектакль латвийского поэта Вадима Аввы. Постановка с названием «Ни слова о любви» на самом деле игра поэта со зрителем, ведь цепочка историй-стихотворений посвящена исключительно любви: к женщине, к матери, к друзьям, к себе... И несмотря на то, что это чувство близко и понятно каждому, реакция на спектакль в России и Латвии разная. Об отличиях между российским и латвийским зрителем, а также о развитии русской культуры в Прибалтике аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с автором и исполнителем спектакля Вадимом АВВОЙ:

Музей-театр «Булгаковский Дом» / Источник: liveinmsk.ruМузей-театр «Булгаковский Дом» / Источник: liveinmsk.ru

— Г‑н Авва, премьера Вашего моноспектакля состоялась три года назад в Доме Москвы в Риге. С тех пор Вы несколько раз ставили «Ни слова о любви» в других городах Латвии, а также в Москве, Санкт-Петербурге, и наверняка, как это всегда бывает, каждое новое прочтение отличалось от предыдущего. Какова постоянная формула Вашей постановки?

— Любовь — это то, что придает смысл существованию человека на земле. Именно об этом говорит, а может быть, даже кричит мой спектакль.

— Могли бы Вы по следам свежих впечатлений сравнить российскую публику и ее реакцию с публикой рижской?

— Мне кажется, что в России зритель более отзывчивый. Я заметил, что здесь интерес зрителей к поэзии выше. Латвийская публика очень «эшелонирована»: есть значительный слой зрителей, который готов платить очень большие деньги (скажем, от 100 евро) за билет и смотреть представление с восторженной наивностью, даже если товар не очень хорошего качества. Я говорю об этом с горечью: печально, но вкусы русскоязычных рижан становятся всё более провинциальными.

Мне кажется, что в России зритель более отзывчивый / Источник: labimla.ca«Мне кажется, что в России зритель более отзывчивый»  / Источник: labimla.ca

— Русская культура в Латвии находится в упадке? Вспоминается эпизод с исчезновением произведений русских художников, случившийся после завершения реставрации Латвийского национального художественного музея в 2016 году...

— Работы не пропали, их отправили в заказник. Но если говорить в целом о русской культуре в Латвии, совершенно очевидно, что последние тридцать лет в Прибалтике идет политика национального реванша, и понятно, кто ее главный заказчик. Выход из этого возможен. Но власти строят форт на границе с Россией, «бьют» по образованию и культурным связям... Пока это у них успешно получается.

— А с какими конкретно проблемами сталкивается русская театральная сцена в Латвийском государстве?

— Как я уже заметил, Рига становится бедной провинцией. А с чем сталкивается бедный город, на мой взгляд, замечательно изображено в фильме «Визит дамы» по мотивам пьесы швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта, в котором в свое время сыграли актеры Екатерина Васильева и Валентин Гафт (история миллионерши, приехавшей спустя много лет к себе на родину, в маленький провинциальный городок, дает повод для острого сатирического обличения многочисленных пороков современного общества — прим. RuBaltic.Ru). 

Сложно сказать, может ли вообще существовать такое понятие, как «русская театральная сцена в Латвии» или «русская театральная публика в Латвии». Тем более сложно назвать себя частью театральной сцены.

Латвийский национальный театр / Источник: agentika.comЛатвийский национальный театр / Источник: agentika.com

— Почему?

— Наш проект существует как «автономное образование» внутри русскоязычной театральной сферы Латвии. Это в определенной мере «лирический стендап», а вовсе не моноспектакль. Второе всё-таки подразумевает игру одного актера, а в нашей постановке задействовано не только слово, но и танец и музыка (выступление Вадима Аввы дополняют хореограф Анна Роменкова и пианист Ингуна Гринберга — прим. RuBaltic.Ru). К слову, российская публика хорошо знакома с жанром моноспектакля и ей есть, с чем сравнить мою работу, — например, с выступлениями Веры Полозковой.

— Вы планируете показать «Ни слова о любви» в других российских городах?

— Конечно. Но знаете... Я не профессиональный актер и очень аккуратно отношусь к слову «поэт». Да, я занимаюсь литературой — и ею занимаются многие: мы прекрасно видим, как она преломляется, например, в таком направлении, как рэп. Но пока мне сложно сказать, какой новый творческий шаг последует за моим сегодняшним выступлением. Не будем загадывать.
Читайте также
Ностальгическая корзина. Десятка наиболее известных брендов времен СССР
5 марта
Поностальгируем и вспомним самые яркие советские бренды! Некоторые из них, кстати, живы до сих пор.
«Если бы был выбор между Европой и Россией, я бы уехала в Россию»
10 марта
Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает знакомить читателей с историями людей, подавшихся в эмиграцию.
Жил-был Дом: Газгольдер в Риге
7 марта
Почитаешь эдак на досуге мемуары коллег — и диву даешься! Все, куда ни глянь, сплошь дворцы, да сплошь с трагическими судьбами… Ворчат, как древнее старичье, а сами-то едва разменяли пятый десяток лет!
Место, где свет
7 марта
На днях я решил поговорить со слушателями радио Baltkom о будущем Латвии. Вопрос был предельно простым: «Какой будет наша страна, по Вашему мнению, через 10, 50 и 100 лет?»
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...