Культура Культура

Немцы тоже люди: как Штирлиц изменил отношение победителей к побежденным

Источник изображения: ria.ru
 

В этом месяцеочередная годовщина премьеры на советском телевидении многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Влияние «Мгновений» на советское и российское общество невозможно переоценить: новые анекдоты про Штирлица придумывают по сей день. При этом мало исследован вопрос о влиянии сериала на российско-немецкие отношения. Аналитический портал RuBaltic.Ru изучил, какую роль в создании «Семнадцати мгновений» сыграла ГДР, как советский сериал о немецкой жизни воспринимают в Германии и как в Советском Союзе благодаря «Мгновениям» поменялось отношение к немцам.

Масштабную картину последних дней Третьего рейха было бы невозможно воспроизвести без помощи кинопроизводителей из ГДР. К 1970-м годам советские и восточногерманские киностудии уже накопили неплохой опыт сотрудничества, и режиссеру фильма Татьяне Лиозновой удалось талантливо использовать его в работе над своим фильмом.

Во-первых, частично съемки картины проводились на территории ГДР.

Съемочная группа работала в Берлине и саксонском городе Майсен, известном своим производством фарфора.

Именно Майсен сыграл роль швейцарского Берна в ряде сцен с профессором Плейшнером.

Окрестности знаменитого берлинского ресторана «У последней инстанции» стали улицей, на которой расположился трактир «Грубый Готтлиб», куда любил захаживать Штирлиц.

В столице ГДР актер Вячеслав Тихонов имел неосторожность отправиться со съемок в расположенную неподалеку гостиницу, не снимая эсэсовского кителя из реквизита, из-за чего едва не попал в полицию как пособник неофашистов. К счастью, съемочной группе удалось быстро уладить недоразумение.

Фото: mini-oteli.ruФото: mini-oteli.ru

Во-вторых, в фильме были задействованы восточногерманские актеры. Роль Адольфа Гитлера сыграл Фриц Диц, уже известный советским зрителям в образе вождя Третьего рейха по киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Господин Диц на тот момент уже тяготился ролью «фюрера», но все же согласился принять участие в съемка.

Роль солдата Гельмута Кальдера, спасающего Кэт, досталась Отто Меллису — на тот момент популярному восточногерманскому актеру. В 14 лет он потерял родителей, которые совершили самоубийство, опасаясь наступления Красной Армии.

Именно Меллис озвучивал Штирлица в немецкой версии «Мгновений» (персонажа самого Меллиса озвучивал другой актер).

«Семнадцать мгновений весны» транслировали и на телевидении ГДР. Сложно сказать, насколько энтузиазм немецких зрителей был схож с советским. Безусловно, фильм не получил статуса «культового» кино, да и вряд ли претендовал на такой статус.

Для немецкого зрителя многочисленные исторические несоответствия картины выглядели гораздо более очевидными, а сама история не могла вызвать сопоставимого чувства сопереживания.

Фото: kino-teatr.ruФото: kino-teatr.ru

В современной ФРГ о «Семнадцати мгновениях весны» знают, пожалуй, лишь знатоки советского кино и пожилые жители восточных федеральных земель. Многосерийный фильм никогда не показывался на немецком телевидении.

В одной из немногих статей о фильме за немецким авторством журналист Карстен Пакайзер скорее рассказывает о феномене кинокартины для советского зрителя, чем делится собственным мнением о ней. Признавая, что картина мало похожа на шпионскую «бондиану», а вместо взрывов, выстрелов и погонь в ней присутствует много долгих диалогов, он скорее предупреждает, что для ее просмотра современному зрителю нужна определенная подготовка.

Несмотря на то, что действие «Мгновений» разворачивается в Германии, фильм был предназначен в первую очередь для советских зрителей. Для них Татьяна Лиознова и Юлиан Семенов смогли создать новый образ Третьего рейха, отличный от карикатурных изображений Кукрыниксов времен войны.

Этот образ, также имевший множество отличий от реальной гитлеровской Германии, отражал ее важные сущностные черты: сочетание эффективной государственной машины с феноменом «управляемого хаоса», характерного для стиля управления Адольфа Гитлера.

Пожалуй, впервые в советском кино Германия «нормализовывалась» для массового зрителя. Состав положительных персонажей со стороны «немцев» впечатляет. Штирлицу в его миссии помогают не подпольщики из числа запрещенной КПГ или движения Сопротивления, а перепуганный профессор и политически наивный священнослужитель.

Конечно, их потенциал борцов с нацизмом в полной мере раскрывается только в сотрудничестве с советским разведчиком, однако они не могут не вызывать симпатии и как рядовые обыватели своего времени.

Дом Штирлица в Бабельсберге (по фильму) на самом деле находится в северной части Берлина, в районе Панков / Фото: waltergutjahr.files.wordpress.comДом Штирлица в Бабельсберге (по фильму) на самом деле находится в северной части Берлина, в районе Панков / Фото: waltergutjahr.files.wordpress.com

Отдельный пример — солдат Гельмут Кальдер. Он решается прийти на помощь русской радистке, расстреляв собственных сослуживцев, не из-за идеологических соображений или корыстного интереса, а вследствие того, что можно было бы назвать «абстрактным гуманизмом», обычно порицаемом в СССР до «перестройки» (читатели романа могут добавить и про личные мотивы героя).

Другим примером рефлексирующего военного является попутчик Штирлица в поезде — генерал вермахта, рассуждающий о необходимости войн для государств, но признающий, что надвигающаяся на Германию катастрофа будет предметом переживаний многих поколений немцев. «Жгли СС — мы воевали», — оправдывает он германскую армию, пуская в ход «легенду о чистом вермахте», разоблаченную только в 1990-х годах.

«Семнадцать мгновений весны» открыли для советского зрителя новый образ Третьего рейха, в котором существовали не только карикатурные злодеи, но и по-своему интересные и даже героические персонажи.

Фильм изображал тот самый немецкий народ, который остается в истории независимо от уходящих и приходящих гитлеров.

Наряду с художественными достоинствами картины это обстоятельство остается одной из важнейших заслуг авторского коллектива.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
«Никого не видел злее этих русских. Никогда не знаешь, что от них ожидать»: из писем немецких солдат с восточного фронта
15 августа
Затяжка кампании вызывала неприятные ассоциации с армией Наполеона. Некий ефрейтор из транспортного батальона писал: «Если мы увязнем тут на зиму, ничего хорошего от русских нам ожидать не следует».
«Японский снайпер был замурован в надмогильный памятник»: японские смертники против советских солдат
14 августа
В этом противостоянии советские войска впервые столкнулись с многочисленными японскими смертниками, задача которых заключалась в том, чтобы пошатнуть моральный дух советских солдат.
Национальными героями Польши стали пособники нацистов и убийцы евреев
14 августа
В Варшаве 11 августа под патронатом президента Польши Анджея Дуды состоялось торжественное празднование 75-летия образования Свентокшиской бригады — формирования, которое сотрудничало с гитлеровцами и принимало участие в убийствах евреев. Польша следует тем же курсом, что Украина и страны Прибалтики.
«Бандеровцы» или «лесные братья»: кто убил больше мирных советских граждан?
13 августа
В направленности партизанских акций заключается принципиальное отличие движения сопротивления в Прибалтике и на Западной Украине.
Обсуждение ()
Новости партнёров