×
История История

Валерий Шеховцов: «Круг общения фестиваля "Евразия.DOC" расширяется»

Автор:
Источник изображения: eurasia.film

До фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который будет проводиться с 3 по 7 октября в Смоленске и Минске, осталось две недели. В этом году он состоится в седьмой раз. За семь лет работы у фестиваля появилась своя история. О том, как возникла его идея, как он развивается и куда движется, мы поговорили с руководителем проекта, программным директором фестиваля «Евразия.DOC» Валерием ШЕХОВЦОВЫМ. 

— Вы стояли у истоков кинофестиваля. Как все начиналось?

— В какой-то момент мы с группой единомышленников обратили внимание на то, что в большом списке фестивалей фактически отсутствует фестиваль, в котором бы присутствовали фильмы, снятые в жанре политического документального кино. Собственно, так и возникла идея «Евразия.DOC» — фестиваля, где в значительной степени были бы представлены фильмы именно этого жанра.

Жанр политического документального кино особенно близок нам с коллегами по продюсерскому центру «Студия Третий Рим», поскольку, кроме большого количества контента, который производила студия, нашей визитной карточкой было и остается как раз политическое и историческое документальное кино. Некоторые фильмы, такие как «Нацизм по-прибалтийски», «Украина. Повторение пройденного», получили большой международный резонанс.

Центральными темами этих фильмов были возрождение национализма в его крайних формах и фашизма в странах Прибалтики, на Украине, пересмотр истории Великой Отечественной войны.

Поэтому не случайно то, что «Студия Третий Рим» стала учредителем этого фестиваля. Поскольку площадками для его проведения были выбраны Смоленск и Минск, нашим партнером и соучредителем сделался хБелорусский союз журналистов.

Чтобы четко заявить нашу специфику, наш формат, первый фестиваль, состоявшийся в 2016 году, был сосредоточен на конкретной теме: «Цветные революции». Это была попытка изучить историю возникновения, теорию, технологию, практику и последствия цветных революций во всем мире: в Африке и Азии, в Европе и в Латинской Америке. И, конечно, важное место в программе первого фестиваля заняли фильмы о цветных революциях и попытках дестабилизации на постсоветском пространстве.

С первого года проведения фестиваль стал международным. Кроме российских кинодокументалистов, в нем участвовали наши коллеги из стран СНГ, Германии, Соединенных Штатов, Италии.

 — Почему в названии фестиваля появилось «СНГ»? Это ограничило его географию?

— Так сложилось, что нашу идею поддержал Международный фонд гуманитарного сотрудничества стран участников СНГ (МФГС), и благодаря ему мы получили возможность реализовать этот проект. Потому не случайно в названии нашего фестиваля появилась аббревиатура СНГ. Это никак не скорректировало нашу первоначальную концепцию, а, наоборот, органично с ней соединило. При этом, и фонд нас в этом поддерживает, наше внимание сосредоточено не только на странах — участниках СНГ, но и на всем постсоветском пространстве.

Главный критерий по отбору фильмов, который мы декларируем, звучит именно так: в программу фестиваля принимаются фильмы, тема которых актуальна для общественной и политической жизни стран СНГ и всего постсоветского пространства.

Надо отметить, что фильмы, которые фестиваль включает в короткую программу, могут быть не связаны географически с постсоветским пространством, но важна именно их актуальность для нас, людей, живущих на территории нашей Евразии.

— Как развивался фестиваль?

— Как любой живой проект, фестиваль сам подсказывал свою логику развития. Нам нужно было внимательно прислушиваться к этим подсказкам. Мы и прислушались. Отсматривая заявки, поступавшие на второй и последующие фестивали, мы ясно осознали, что для постсоветского пространства, для людей, которые живут на нем, актуальны не только четко сформулированные общественно-политические темы, но и темы, связанные с жизнью обычных людей, конкретного человека, с его радостями и переживаниями, мечтами и заботами, трудностями и их преодолениями.  

У нас появился переходящий из года в год тематический блок, посвященный человеку. Он может называться по-разному, в нынешнем году это «Человек в меняющемся мире». Но главный герой фильмов, отбираемых в этот тематический блок, — сам человек, его уникальная личность. 

Анализируя итоги первого фестиваля, мы обратили внимание, что наша аудитория — это в основном люди зрелого возраста, и решили, что должен появиться проект, в котором будет контент, направленный на молодежную аудиторию, и который будут делать сами молодые люди. Так появился молодежный конкурс короткого документального метра «Евразия.DOC 4 минуты».

Собственно, в самом названии заложен формат фильмов, которые мы отбираем в конкурсную программу «молодежки». Это фильмы хронометражем не более 4 минут. Такой формат позволяет снять проблему большой и сложной профессиональной работы, которая, наверное, для молодых людей, преимущественно дебютирующих в этом жанре, будет сложна. С другой стороны, этот формат ставит четкую задачу, рамки, в которые нужно суметь вместиться. То есть за эти 4 минуты создать такое документальное высказывание, которые было бы интересно зрителю.

При этом, конечно, мы делаем некие преференции (мы об этом открыто заявляем) фильмам, связанным с социальными темами. Это волонтерство, память о своей истории, активная жизненная позиция в вопросах, актуальных для общества.

Учитывая, что наш формат предполагает повышенное внимание к социальной и общественно-значимой тематике, мы при этом отдаем должное и следуем тому, что наш проект — фестиваль документального кино. В нашей программе в значительной степени принимают участие фильмы, снятые в жанре «художественное документальное кино». Для них характерны очень высокое авторское участие, особый настрой созерцания мира, человека и отношений человека и мира.

— Чего нового ожидать от седьмого фестиваля «Евразия.DOC» и каковы перспективы кинофорума в целом?

— В этом году фестиваль расширяет свою географию. Мы долго к этому готовились и искали возможность это осуществить. Основные события программы традиционно состоятся на площадках Смоленска и Минска. После проведения основных мероприятий до конца года запланирована большая программа постфестивальных мероприятий: показы фильмов, круглые столы в городах Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.

Мы ожидаем, что непосредственный контакт с нашей аудиторией в странах постсоветского пространства позволит привлечь большее внимание к проекту и вовлечь в его орбиту значительное количество зрителей.

Таким образом, «Евразия.DOC» приобретает еще более евразийский акцент и масштаб не только за счет участия фильмов с нашего общеевразийского пространства, но и за счет расширения географии мероприятий фестиваля.

В тематические блоки фестиваля вошли темы, традиционно присутствовавшие во все годы проведения фестиваля: памятные даты Великой Отечественной войны; глобальная безопасность и новые информационные войны; большая Евразия и поддержка процессов интеграции; человек в меняющемся мире.

При этом добавились новые темы. Одной из ключевых стала тема противодействия возрождению нацизма в двадцать первом веке, а также тема, связанная со знаковым юбилеем — 100-летием создания СССР. Обсуждению этих тем будут посвящены круглые столы, в которых примут участие известные эксперты. Такие обсуждения и дискуссии — неотъемлемая часть программы фестиваля.

Стоит отдельно отметить атмосферу, в которой проходит фестиваль. Наши участники и гости описывают ее как особо теплую и доброжелательную. Люди разъезжаются друзьями, ждут новой встречи в следующем году и поддерживают человеческое и творческое общение. Мы знаем примеры, когда знакомство на фестивале стало толчком для создания новых совместных работ наших участников.

Это позволяет решать важные задачи проекта: формирование сообщества документалистов-единомышленников и поддержка нашего общего культурного, исторического, информационного и творческого пространства.

Наш проект развивается, становится более заметным и значимым на континенте. И, что я считаю особенно ценным, круг общения фестиваля «Евразия.DOC» расширяется, вовлекая новых талантливых, ярких, интересных людей.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Беларусь признала Крым российским: Минск и Севастополь подписали договор о сотрудничестве
15 сентября
Севастополь и Минск заключили соглашение о сотрудничестве. Речь идет прежде всего об экономическом направлении — экспорте и импорте продукции, а также о коммунальной и гуманитарной сферах. Этот договор является яркой демонстрацией того, что Беларусь официально признает Севастополь территорией России, и большим интеграционным шагом в рамках Союзного государства.
В Риге запретили петь «Катюшу» в общественных местах
14 сентября
Песню «Катюша» в Риге отнесли к символу «тоталитарного режима» и запретили петь в общественных местах под угрозой штрафа. Об этом сообщил руководитель отдела общественных связей Рижской полиции самоуправления Том Садовскис.
Посол России в Минске рассказал о выгодах вступления Беларуси в ШОС
12 сентября
Россия всецело поддерживает стремление Беларуси стать частью дружной семьи Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этом заявил посол РФ в Беларуси Борис Грызлов.
Летим на восток: у гражданской авиации Беларуси есть только один вектор развития
16 сентября
Одним из самых пострадавших от санкций секторов белорусской экономики стала гражданская авиация, так как небо над Европой для национального монополиста «Белавиа» оказалось фактически закрыто. Учитывая складывающуюся в последнее время международную обстановку, надеяться на изменение политики Запада в отношении официального Минска вряд ли стоит. Выходом из этой ситуации может стать более плотная интеграция между Россией и Беларусью в области пассажирских авиаперевозок.