Культура Культура

Нацизм не пришел вместе с Гитлером: расцвет антисемитизма в досоветской Латвии

Источник изображения: lv.wikipedia.org
 

Системные историки в современной Латвии закрывают глаза на два факта о досоветской республике: большая часть населения искренне поддержала установление советской власти летом 1940 года, а среди студенческих масс и представителей буржуазии в межвоенный период было множество сторонников нацистской и фашистской идеологии. Оголтелая пропаганда антисемитизма в 1920–1930-е годы воспалила сознание молодых латышей готовностью расправляться со своими согражданами.

Нацизм не пришел в Латвию с гитлеровскими войсками. Первые антисемитские организации, исповедовавшие воинствующий национализм, появились в 1920 году чуть ли не раньше, чем в Веймарской республике. Поразительно, но это был год, когда Латвия де-юре обрела независимость после созыва Учредительного собрания 1 мая 1920 года.

Хронологически первой была организация под названием «Латышский национальный клуб» (ЛНК), которую возглавил одиозный общественный деятель Густав Целминьш. 1 и 2 июня 1920 года молодые люди устроили первые акты насилия против евреев в центральных парках Риги — в Верманском саду и зеленых насаждениях у Бастионной горки.

Густав Целминьш, идейный вдохновитель латышских фашистов, после войны нашел тихий приют в Северной АмерикеГустав Целминьш, идейный вдохновитель латышских фашистов, после войны нашел тихий приют в Северной Америке

Нападения на евреев в эти же дни имели место в некоторых рижских кафе. Полиция арестовала «нарушителей порядка», однако подобные акции периодически повторялись и в дальнейшем.

ЛНК, который подтвердил свой устав в 1922 году, впервые в истории Латвии открыто призвал бойкотировать еврейские магазины; даже предпринимались реальные попытки не пускать в них покупателей.

Однако этого было недостаточно, и в 1925 году активисты ЛНК совершили более «громкий» акт — бросили в окно синагоги на улице Дзирнаву гранату. В феврале этого же года члены клуба метнули бутылку с ядовитым газом в помещения латвийского отделения партии «Бунд». Так формировалось организованное латышское антисемитское движение.

В начале 1920-х годов была основана другая антисемитская организация — «Национальный молодежный союз латышей» (НМСЛ). Реклама этой организации велась достаточно широко. В нее привлекали в основном молодых участников боев против красных стрелковых подразделений и объединенных групп Северо-Западной армии во время Гражданской войны 1918–1920 годов.

Латышские фашисты конца 1920-х годов стремились равняться на дуче МуссолиниЛатышские фашисты конца 1920-х годов стремились равняться на дуче Муссолини

Пропагандисты изощренно играли на чувствах не устроившихся в гражданской жизни юношей, актуализируя мифологему «фронтового поколения» и культивируя ощущение личной неудовлетворенности.

Одним из основателей союза был юрист Янис Штелмахерс, который проявлял особую активность в рядах националистической студенческой корпорации «Талавия».

Другим руководителем организации был Индрикис Поне. Важно отметить, что латышский национализм фашистского толка зародился в изолированных группах местного студенчества и в 1920-е годы носил преимущественно корпоративный характер. В немалой степени эта история повторяется и в современной Латвии.

Для молодого националиста зажегся зеленый свет. Янис Штелмахерс вскоре был принят на работу в МИД, а в политическом плане связал свою карьеру с Христианским национальным союзом. Тогда же Штелмахерс встал у истоков национал-шовинистического издания Dzintarzeme («Земля янтаря»), став его ответственным редактором.

Латышский ультраправый радикал Янис Штелмахерс проповедовал яростный антисемитизмЛатышский ультраправый радикал Янис Штелмахерс проповедовал яростный антисемитизм

Однако на этом подвиги Штелмахерса не закончились. В 1932 году (еще за год до прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии) он основал Объединенную Латвийскую национал-социалистическую партию (ALNSP) и в дальнейшем посвятил себя апологии всего, что совершал будущий фюрер, прямо и откровенно оправдывая его взгляды, в том числе на расовую теорию и желание осуществить Drang nach Osten.

Вскоре последовал госпереворот Карлиса Улманиса, и ALNSP была официально запрещена вместо с другими партиями. В 1939 году последовал отъезд Штелмахерса за границу — в Германию и Италию. Вернулся он в 1940 году, аккурат к провозглашению советской власти в Латвии.

24 июля 1940 года Янис Штелмахерс пытался сбежать за границу, однако был арестован и расстрелян советскими властями.

1 мая 1922 года члены НМСЛ напали на социал-демократических активистов, праздновавших День труда. Публичная имитация решительности и задора, с которыми совершались подобные диверсии, вкупе с подробным освещением в праворадикальных СМИ была призвана привлечь в свои ряды большое число политически и общественно активных молодых латышей, эмоционально неудовлетворенных жизнью.

Параллельно с этим уже объединенный клуб под руководством Штелмахерса, Целминьша и Поне вел «интеллектуальную» деятельность. В его составе действовало несколько секций, первой среди которых была «Секция по борьбе с влиянием «жидов» (Žīdu iespaida apkaŗošanas sekcija).

Ее целью было сплочение латвийского общества в противостоянии с евреями и их «вредным влиянием» на культуру, политику и особенно экономическую (как подчеркивалось в уставе) сферу жизни республики.

Тогда же Штелмахерс высказал мысль о недопустимости поступления в Латвийский университет евреев. Члены латышских антисемитских обществ в целом придерживались евгенических взглядов и исповедовали антисемитизм, не скрывая своих принципов и получая робкую, но системную поддержку от государственных структур.

Одновременно НМСЛ выражал крайне резкое неприятие коммунистической идеологии. Для того, чтобы повысить свой статус и заявить о себе, руководству клуба требовалась «маленькая победоносная война». Однако внутри Латвии такого повода не предвиделось. Случай подвернулся в соседней Эстонии, где завершилось неудачей Перводекабрьское восстание 1924 года.

Целминьш и Штелмахерс использовали провал эстонских левых революционеров как фактор сплочения националистов в Латвии, сумев за счет этого привлечь новых сторонников.

Фото: runivers.ruФото: runivers.ru

Вскоре из-за частых конфликтов с социал-демократами организация была переформатирована и стала называться «Латышский национальный клуб». Ее громкой пиар-акцией стала телеграмма, в которой руководители Клуба поздравляли Муссолини с приходом к власти 24 декабря 1925 года.

В 1927 году организацию снова закрыли. Но Густав Целминьш долго не унывал и возродил ее к 1932 году сначала под названием Ugunskrusts, а когда власти, постеснявшись слишком громких заявлений и вылазок фашистов, снова запретили ее, Целминьш зарегистрировал организацию под вывеской Pērkonkrusts («Громовой крест», «Крест Перконса»), что указывало на неоязыческий, оккультно-психоделический характер ее идеологии.

 

Об организации «Перконкрустс» читайте в статье Крест Перконса: как латышские язычники-нацисты создавали «научные основы антисемитизма»

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Названы страны с самыми активными пособниками нацистов во Второй мировой войне
21 января
Российские эксперты и историки установили государства, часть населения которых наиболее охотно шла на сотрудничество с нацистскими оккупантами в годы Второй мировой войны. Как рассказал директор Фонда «историческая память» Александр Дюков, в лидерах «Индекса коллаборации» — Эстония, Латвия и Люксембург.
Израиль на форуме Холокоста преподал урок Польше и Прибалтике
23 января
В мемориальном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме прошел пятый Всемирный форум памяти Холокоста. Мероприятие, посвященное 75-й годовщине освобождения нацистского концлагеря Аушвиц, посетили лидеры 47 государств.
Литва нарвалась на конфликт с Израилем и евреями по всему миру
22 января
Разработка законопроекта, который отрицает участие Литвы в Холокосте, вызвала возмущение еврейской общины как в Прибалтике, так и за рубежом.
Путин на форуме Холокоста напомнил, сколько евреев в Литве и Латвии уничтожили нацисты
23 января
Президент России Владимир Путин, выступая на форуме в Израиле, назвал Холокост «одной из самых черных и позорных страниц новейшей мировой истории».
Обсуждение ()
Новости партнёров