×
Политика Политика

«Мягкая сила» Брюсселя в странах «Восточного партнерства»

Источник изображения: rfi.fr

Одним из основных направлений работы Европейского союза по углублению интеграционных связей с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной в рамках проекта «Восточное партнерство» («ВП») выступает взаимодействие с неправительственным сектором. Это было отмечено во время Конференции гражданского общества «Восточного партнерства», состоявшейся в октябре 2017 года в Таллине, а позже закреплено в совместной декларации последнего на данный момент саммита «Восточного партнерства», состоявшегося 24 ноября 2017 года в Брюсселе.

На практике взаимодействие выражается в финансировании ряда неправительственных организаций и инициатив в шести республиках бывшего СССР в рамках инструментов внешней помощи ЕС: Инструмента сотрудничества в целях развития, общий бюджет которого на 2014–2020 годы составляет 19,662 млн евро, Европейского инструмента соседства (15,433 млн евро), Инструмента гуманитарной помощи (6,621 млн евро) и Европейского инструмента содействия демократии и правам человека (1,333 млн евро).

Механизм финансирования выглядит следующим образом: создаются программы, в рамках которых позже проводятся конкурсы на получение грантов.

Среди таких программ — «Культура и креативность», в рамках которой выделяется помощь неправительственным организациям на «увеличение роли культуры в качестве движущей силы проведения реформ», EU4Youth, которая предусматривает «поддержку участия молодежных организаций в диалоге по вопросам политики и сотрудничества с частными и государственными организациями и учреждениями», и т. д.

Оценкой уровня развития гражданского общества в той или иной стране — участнице «ВП», разработкой новых направлений сотрудничества между организациями гражданского общества в данных государствах и ЕС, а также экспертным обеспечением действующих программ занимается Форум гражданского общества «Восточного партнерства» (ФГО «ВП»).

Данная организация фактически является координатором действий Брюсселя в данном направлении. Если проанализировать Стратегию ФГО «ВП» на 2018–2020 годы, можно выделить ряд направлений, по которым будет происходить финансирование субъектов гражданского общества в странах «Восточного партнерства».

Так, главными темами финансируемых проектов в течение двух прошлых лет явились «противостояние российской пропаганде», «женское предпринимательство», «реформа государственных административных органов», «реформа высшего образования», «культура и творческий потенциал».

В целом работа по данным направлениям является попыткой трансформации обществ в шести республиках, их культурно-ценностного сближения с западноевропейским социумом и уничтожения в них советского культурного наследия.

Необоснованно поднимается и вводится в общественный дискурс нехарактерная для постсоветских обществ тема «гендерного равенства и угнетения по признаку половой принадлежности». Западноевропейская модель подается в качестве некоего образца гендерного равенства, к которому необходимо стремиться.

Откровенно антироссийская сущность «Восточного партнерства» прекрасно проявляется в финансировании «противостояния российской пропаганде». Данное направление заключается в постепенном вытеснении российской точки зрения в СМИ, вместо которой главенствующее место в информационном пространстве должны занять профинансированные Брюсселем «независимые» СМИ, транслирующие исключительно прозападную и антироссийскую точку зрения.

Привлекательный образ ЕС среди молодежи в странах «ВП» также создается путем финансирования разного рода частных образовательных инициатив и «реформ высшего образования», а также культурных проектов.

Однако помимо работы «на будущее» — трансформации ценностей обществ в странах «ВП» и их сближения с западноевропейскими — в рамках «Восточного партнерства» финансируются и откровенно политизированные проекты, которые оказывают помощь демократической оппозиции. Так, в рамках одной из программ были покрыты эксплуатационные расходы такой организации, как Европейский фонд за демократию (ЕФД), который напрямую финансирует любые организации, действующие «в интересах продвижения демократии». На поддержку данного фонда было выделено около 12 млн евро.

ЕФД, в свою очередь, спонсирует проевропейские НКО и СМИ в соседних с Евросоюзом регионах.

К примеру, одним из получателей помощи выступает Европейское радио для Беларуси, которое регулярно транслирует антироссийскую точку зрения. Настораживает, что сайт Еврорадио занимает 24‑е место в рейтинге самых популярных белорусских интернет-ресурсов, обойдя даже сайт одного из центральных государственных телеканалов страны — ОНТ.

На ближайшие годы финансирование объектов гражданского общества, так или иначе направленных на трансформацию ценностей, будет отчасти скорректировано, что можно понять из документа «"Восточное партнерство" — 20 результатов к 2020 году».

Так, в вопросах навязывания западноевропейской модели гендерной политики Брюссель будет вести себя еще активнее. К 2020 году поставлена цель включения гендерного вопроса в государственную политику всех стран-членов «Восточного партнерства», хотя в постсоветских государствах объективно не существует проблемы притеснения женщин: они обладают абсолютно равными правами с мужчинами и по большей части социально активны.

Кроме того, к 2020 году Брюссель планирует вложить 55 млн долларов США в программу «Женщины в бизнесе», а также повысить процент участников молодежной программы EU4Youth, способствующей развитию лидерских качеств у юношей и девушек, — до 2020 года 75% ее участников должны составлять именно девушки.

К 2020 году следует ожидать и увеличения финансирования «независимых» СМИ в странах «ВП»: перед организацией стоит задача увеличить число журналистов, освещающих темы, связанные с ЕС, а также обеспечить «рост аудитории, получающей информацию из СМИ, финансируемых ЕС».

Отдельно следует отметить, что организация поставила перед собой задачу к 2020 году увеличить число людей в странах «ВП», считающих ЕС привлекательным и заслуживающим доверия партнером.

Как видно, работа проекта «Восточное партнерство» в сфере гражданского общества заключается в создании в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине широкой социологической базы, которая будет ориентирована на интеграцию своих государств в ЕС.

Одной из основ любой культуры и цивилизации выступают традиционные роли мужчин и женщин в обществе, а также их взаимоотношения. Бесконечное финансирование проектов, занимающихся продвижением гендерной темы, нацелено на уничтожение восточнославянских и кавказских культурных кодов, на безосновательное раскручивание на пустом месте темы «борьбы против дискриминации женщин», столь популярной нынче на Западе.

Отдельное место занимает финансирование «независимых» СМИ в странах «Восточного партнерства», которые призваны формировать привлекательный образ ЕС у населения, а по сути, проевропейские взгляды читателей.

Также стоит учитывать, что ЕС усиленно работает на будущее, направляя огромные средства на проекты, привлекательные в первую очередь для молодежи: креатив, поддержку современного искусства, образовательные программы, позволяющие путешествовать по Европе.

По сути, это и есть пресловутая «мягкая сила», которая направлена на достижение брюссельских целей путем повышения привлекательности европейских проектов.

В связи с этим сегодня как нельзя более актуальным оказывается вопрос формирования общей и более четкой молодежной политики в постсоветских интеграционных объединениях, членами которых выступают, в частности, участники «Восточного партнерства» — Армения и Беларусь.

В ЕАЭС по примеру Евросоюза необходимо расширять применение культурно-образовательных международных программ для молодых армян, белорусов, казахов, киргизов и россиян, формировать у них привлекательный образ ЕАЭС как современного интеграционного объединения.

Необходимо также работать на развитие и модернизацию государственных СМИ, которые будут способны стать хорошей альтернативой спонсируемым из европейского бюджета.

В отличие от Брюсселя, стремящегося распространить здесь культурные коды современной Западной Европы, стоит сделать упор на сохранении местных традиций, что во многом может стать преимуществом перед «мягкой силой» ЕС.

Как ни крути, чтобы противостоять продвижению чужих ценностей и идей, у населения должен быть иммунитет в виде сильных культурных кодов собственной цивилизации.

Статья размещена в рамках конкурса, организованного порталом RuBaltic.Ru. Редакция портала признала статью Кирилла Кириллов лучшей работой.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Что будет с Далей Грибаускайте после окончания полномочий президента Литвы
30 марта 2018
До окончания второго президентского срока Дале Грибаускайте остается чуть более года. В этой связи в местных политико-экспертных кругах всё чаще задаются вопросом о будущем главы государства.
Миллион граждан ЕС призвал Брюссель обеспечить права русских в Прибалтике
30 марта 2018
Петицию с призывом к Брюсселю обеспечить права национальных меньшинств на территории Евросоюза подписали более 1 млн граждан ЕС. Речь в петиции идет в том числе и о русскоязычных общинах в Прибалтике.
Прибалтике удалось навязать Западу более агрессивную линию поведения
30 марта 2018
Интервью с депутатом Европейского парламента, сопредседателем политической партии «Русский союз Латвии» Мирославом Митрофановым.
Депутат Европарламента: балтийские страны манипулируют американцами
2 апреля 2018
Интервью с депутатом Европейского парламента, сопредседателем политической партии «Русский союз Латвии» Мирославом Митрофановым.
Новости партнёров