×
Политика Политика

О чем должны договориться Путин и Лукашенко?

Источник изображения: srnnews.com

Как ожидается, 8 декабря президенты Беларуси и России подпишут «дорожные карты» по углублению интеграции. Это должно произойти в 20-ю годовщину подписания Договора о создании Союзного государства, и тем самым будет ознаменован новый этап развития белорусско-российской интеграции. Однако до сих пор нет уверенности, будут ли подписаны «дорожные карты», равно как нет уверенности и в том, что основные противоречия белорусско-российских отношений будут сняты в случае их подписания.

Углубление интеграции: информационный фон неблагоприятный

«Дорожные карты» должны стать инструментом того самого «углубления интеграции», о котором договорились в этом году Минск и Москва и которое стало одной из главных тем в белорусском медийном пространстве. Всего заявлено о 31 дорожной карте, из которой, по заверениям сторон, уже согласовано 20.

Однако содержание этих документов правительства не раскрывают, тем самым создавая обширное пространство для всевозможных слухов и домыслов.

Кулуарно-бюрократический и непубличный стиль принятия решений в целом остается одной из главных проблем Союзного государства.

Информационная закрытость интеграционных структур оборачивается не только низкой узнаваемостью Союзного государства в обществе, но и тем, что сама информационная повестка, связанная с интеграцией, оказывается перехваченной в основном недружественными белорусско-российскому СМИ.

Так, в Беларуси тема «углубления интеграции» с подачи «независимых» ресурсов, в основном националистически-либерального толка, преимущественно свелась к вопросу об «угрозе суверенитету».

По сути, белорусскому обществу была навязана сугубо негативная информационная повестка: интеграция с Россией угрожает Беларуси потерей государственности и не несет белорусам никаких преимуществ.

Аналогичным образом информационный дискурс формирует впечатление, что «углубление интеграции» навязывается исключительно Москвой (по сути, не углубление, а принуждение к интеграции), а Минск всячески этому сопротивляется.

Так или иначе, закрытый формат работы над «дорожными картами» не дает возможности судить об их конкретном содержании, а время от времени появляющиеся в российских и белорусских СМИ и блогах «сливы» вызывают большие сомнения в достоверности. Тем не менее некоторые общие выводы сделать можно.

Политическая интеграция за скобками

Стороны подчеркивают, что речь идет об экономической интеграции, вопросы политического союза вынесены за скобки. По сути, это является признанием того факта, что политические взаимоотношения Москвы и Минска находятся в глубоком тупике, и де-факто можно говорить о понижении уровня интеграции, по крайней мере, на текущем этапе.

Ведь Союзное государство — это в первую очередь политическое объединение с высокой долей передачи властных полномочий наднациональным структурам, общим гуманитарным пространством, скоординированной внешней политикой и общим видением своего места в мире.

Неготовность к политической интеграции обусловливается неспособностью решить задачу, как сочетать суверенитет и равноправие сторон в рамках Союзного государства при колоссальных различиях в масштабах участников интеграции. Эта задача оказалась подобной пресловутой квадратуре круга.

Возможно, она решалась бы проще, будь Союзное государство многосторонней структурой с привлечением других постсоветских республик (Украины или Казахстана), которые своим совокупным «весом» так или иначе «уравновешивали» бы Россию. Однако в условиях, когда в рамках СГ Москва и Минск остаются лицом к лицу, задача выглядит неразрешимой. Во всяком случае, пока.

Судьба нефтегазовых субсидий

Ключевым пунктом разногласий остается судьба нефтегазовых субсидий для белорусской экономики. Эпоха льготных цен на российскую нефть, позволявших Беларуси зарабатывать на продаже полученных из нее нефтепродуктов по мировым ценам, заканчивается из-за проводимого Россией «налогового маневра». Минск требует компенсаций за выпадающую прибыль.

Кроме того, повышение цен на энергоносители, по заверениям официального Минска, ставит белорусских производителей в невыгодные условия на российском рынке. Отсюда — регулярно исходящие из белорусской столицы требования цены на нефть и газ «как в Смоленске».

С точки зрения России, предоставление внешнеполитическим субъектам внутренних цен на энергоносители предполагает и рост союзнических обязательств с их стороны. Собственно, именно поэтому вопрос об «углублении интеграции» и был поставлен в контексте нефтяного «налогового маневра» и запрашиваемых Минском компенсаций за него.

Судя по официальным комментариям, достигнуть компромисса в этом принципиальном для белорусской стороны вопросе в рамках «дорожных карт» пока не удалось, и он будет вынесен на уровень президентов.

Граница, безопасность и сельхозпродукция

Еще одной болезненной темой белорусско-российских отношений остается общая граница.

Для граждан Беларуси и России белорусско-российская граница прозрачна, и это — одно из немногих реальных достижений двадцатилетнего существования Союзного государства.

Однако совместной визовой политики в отношении граждан третьих стран у Москвы и Минска по-прежнему нет. Договор о «союзном Шенгене», по официальным заверениям, практически готов, однако его подписание откладывается раз за разом.

Проблема доступа для граждан третьих стран к белорусско-российской границе возникла после начала конфликта на Украине, когда транзит через границу Украины и России оказался затруднен, и многие украинцы воспользовались прозрачностью белорусско-российской границы, что было воспринято Москвой как угроза безопасности в условиях нарастающей международной напряженности. В результате Россия восстановила паспортный контроль для прибывающих из Беларуси граждан.

Пограничные разногласия также были усилены односторонним введением Минском безвизового режима для граждан 80 государств.

Наконец, пожалуй, ключевой проблемой оказывается вопрос транзита через белорусскую территорию санкционной продукции из Европы, нередко с белорусскими сопроводительными документами (пресловутые «белорусские креветки»). Белорусы парируют тем, что контрабандные схемы организуют сами россияне и подконтрольные им фирмы.

Тем не менее проблема контрабанды поставила под удар имидж белорусской сельскохозяйственной продукции, создавая для нее периодические трудности с доступом на российский рынок («молочные войны»).

Очевидно, проблема контроля над белорусской границей, являющейся внешней границей Союзного государства, является одной из центральных при составлении «дорожных карт».

Недавние резкие заявления, которые сделал Александр Лукашенко по поводу белорусско-российского сотрудничества в области охраны границы, свидетельствуют, что в этой области между сторонами идет тяжелый торг. Повторимся, для Беларуси этот вопрос принципиальный, так как он тесно увязан с судьбой экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию.

Таким образом, накануне ожидающегося подписания «дорожных карт» по углублению интеграции в белорусско-российских отношениях сохраняется клубок серьезных разногласий, и публичных сигналов об их успешном преодолении пока не поступало.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
За девять месяцев из Латвии вывезли на 21% меньше нефтепродуктов
25 ноября 2019
За девять месяцев текущего года из Латвии вывезли на 74,8 тыс. тонн (21%) меньше нефтепродуктов, чем за аналогичный период прошлого года.
Премьеры России и Беларуси договорились встретиться 6 декабря
1 декабря 2019
Премьер-министры России и Беларуси Дмитрий Медведев и Сергей Румас во время телефонного разговора договорились о встрече 6 декабря.
Лукашенко пожаловался на «колоссальные» затраты на российское оружие
14 ноября 2019
Беларусь тратит «колоссальные деньги» на закупки современного оружия, выполняя функции защиты России на западном направлении.
Беларусь предложила изменить пограничный договор с Россией
14 ноября 2019
Беларусь решила внести изменения в договор с Россией о взаимных усилиях по охране границы, действующий с 1995 года.
Новости партнёров