×
Политика Политика

Сигнатар Зигмас Вайшвила: Грибаускайте публично соврала всему литовскому народу

Источник изображения: https://www.alfa.lt

Впервые за восемь лет президентства Даля Грибаускайте раскрыла подробности своего детства, студенческих лет и карьеры в позднесоветские годы. Глава государства рассказала об этом в документальном фильме, который представил государственный телеканал LRT. Однако подписант Акта независимости Зигмас Вайшвила утверждает, что президент нагло лжет о своей биографии.

Документальный фильм о президенте стал настоящим событием для Литвы, поскольку до сих пор общественность не знала о Грибаускайте почти ничего. Ни семьи, ни детей, ни близких родственников. Ничего не знают рядовые граждане и о ее карьере в дни зарождения Второй Литовской Республики.

До сих пор было известно лишь то, что она преподавала в Вильнюсской высшей партийной школе. В 1990–1991 годах работала ученым секретарем Института экономики Академии наук Литвы. При этом в официальной биографии Грибаускайте на сайте президентской канцелярии ничего определенного не говорится.

Пропагандистский фильм

Исходя из логики событий, можно констатировать, что фильм на гостелеканале LRT о президенте стал ответом Грибаускайте на недавно выпущенный документальный фильм канала «Россия 24», где российские журналисты рассказывают о белых пятнах в биографии «железной леди Прибалтики».

Даля ГрибаускайтеДаля Грибаускайте
Очевидно, что литовская машина пропаганды, негласным управленцем которой и является президент, не осталась равнодушна. Оказалось, русские попали в цель, поэтому литовский гостелерадиовещатель вступил в полемику с российским каналом.

В фильме Даля Грибаускайте рассказала о своем тяжелом и в какой-то степени даже голодном детстве, но основной интерес вызвал ее рассказ о том, где будущая президент была и чем занималась после того, как Литва объявила о восстановлении независимости 11 марта 1990 года. Ведь в рядах общественно-политического движения «Саюдис» ее не было. С диссидентами Грибаускайте не коротала досуг и не стояла в рядах тех, кто ратовал за выход Литвы из состава СССР.

Откровение Грибаускайте

Даля Грибаускайте лично поведала литовским гражданам, как боролась за независимую Литву. Более того, по словам президента, пока «саюдисты» и депутаты Верховного Совета были на баррикадах, а СССР (18 апреля) объявил Литве экономическую блокаду, она уже работала в МИД и занималась тем, чтобы независимость республики как можно быстрее признали на международной арене.

«К тому моменту я уже работала в государственных учреждениях, и блокада нам казалась неким предметом гордости, что мы можем выстоять. В то время я уже работала в Министерстве иностранных дел и помню, как я сидела в перчатках, в пальто и вела переговоры с представителями западных стран.

Последние не понимали, как мы выживали без горячей воды, а мы чувствовали себя героями. Могли доказать, что всё хорошо, что нам совершенно неважно то, что нам объявили блокаду, — мы защитимся, мы выстоим и создадим собственное государство», — рассказала Грибаускайте в эфире LRT.

Президент утверждает, что эти чувства она не забудет никогда. Более того, Грибаускайте рада тому, что страна пережила период экономической блокады, доказав миру и Москве, что Литва — независимое государство. При этом многие тогда боялись, что страну вновь могут «оккупировать».

«Я работала на государственной службе, и были ситуации, когда нужно было уносить с собой компьютеры: прятали их дома, чтобы их никто не отобрал в случае оккупации, утром, возвращаясь на работу, снова несли их с собой. Времена были удивительные», — рассказывает президент.

Грибаускайте рада тому, что страна пережила период экономической блокады, доказав миру и Москве, что Литва — независимое государствоГрибаускайте рада тому, что страна пережила период экономической блокады, доказав миру и Москве, что Литва — независимое государство
Также впервые Даля Грибаускайте поведала о том, что ее родственники попали под пресс сталинских репрессивных структур. Деда по материнской линии сослали в Сибирь, как и многих литовцев. Об этом президент рассказала в «душещипательной» форме.

«Моя мать (в 1990 году) была практически парализована, но, когда по радио услышала литовский гимн, она заплакала и рассказала мне об истории нашей семьи. Моего дедушку, ее папу, сослали в Сибирь, но мне никто об этом не рассказывал. Возможно, если бы я об этом знала, то моя жизнь сложилась бы по-другому», — говорит президент.

Очередная ложь?

Подписант Акта независимости Литвы Зигмас Вайшвила, будучи одним из главных критиков Грибаускайте, утверждает: всё сказанное президентом — откровенная ложь.

«Грибаускайте рассказала душещипательную историю о своем бедном детстве. Мол, была спортсменкой-комсомолкой, не курила, не пила, читала книги, училась на одни пятерки. Однако я еще не слышал таких стонов о нищете. Не каждый в то время умудрялся нищенствовать, живя в престижном доме в Вильнюсе у школы им. Саломеи Нярис.

При этом она училась в этой школе — одной из самых престижных средних школ во всей Литве, — потом каким-то образом, будучи троечницей, попала в один из лучших университетов Союза (в Ленинградский государственный университет — прим. RuBaltic.Ru), где стала изучать политэкономию, о которой простые прибалты в советские годы даже не мечтали», — говорит Вайшвила.

Больше всего сигнатара Акта независимости Литвы возмущает тот факт, что президент откровенно лжет о своей роли в 1990–1991 годах. По его словам, ни в каком МИД она не работала, ни на какой государственной службе тогдашней Литвы не была.

Вайшвила с иронией отмечает рассказ Грибаускайте о компьютерах, которые будущая президент якобы носила домой, спасая от потенциальной оккупации.

«Ни у нас в Верховном Совете, ни в правительстве, ни в МИД никаких компьютеров не было. Компьютеры тогда были только в одной структуре — Комитете государственной безопасности (КГБ).

Слушать сказки о том, что Даля Грибаускайте в 1990 году работала в Министерстве иностранных дел, возглавляемом Альгирдасом Саударгасом, — это не просто наглая ложь... Слышать это тошнотворно.

Пускай сама перечитает свою же биографию, опубликованную в открытых источниках. Нет никаких фактов о том, что она работала в МИД, да и быть их в принципе не может, поскольку этого не было. И создатели этого фильма из LRT должны были проверить информацию. Сегодня на сайте lrp.lt написано, что Даля Грибаускайте с августа 1990 года по 1991 год работала в Институте экономики Литвы при Министерстве экономики Литвы», — говорит подписант Акта независимости, непосредственный участник тех событий.

Зигмас Вайшвила утверждает, что Грибаускайте меняла свою биографию несколько раз. В последнее время она пытается отрицать даже тот факт, что состояла в Коммунистической партии. Кроме того, сигнатар рассказывает, что во время выхода республики из состава СССР будущая президент была преданным членом КПСС и находилась в стане коммунистов, желавших подавления литовского «мятежа» против центральной власти.

«Наша президент лжет и не моргает»«Наша президент лжет и не моргает»

«Наша президент лжет и не моргает. Хотя бы потому, что 20 апреля 1990 года она была по другую сторону баррикад — работала в Вильнюсской высшей партийной школе ЦК КПСС, где литовские коммунисты, возглавляемые Миколасом Бурокявичюсом, готовились совершить государственный переворот против молодого государства и подготовили для этого специальный штаб.

25 марта 1990 года внутренние войска по указу Бурокявичюса освободили (от сотрудников) здание Вильнюсского педагогического института, организовав там свой штаб (целью коммунистов было свергнуть новую власть, которая 11 марта уже объявила о создании независимой Литовской Республики — прим. RuBaltic.Ru)… Там же они ввели пропускной режим по специальным разрешениям. Хочу вас заверить, что из этого учреждения Грибаускайте вышла лишь в конце июля 1990 года, но не раньше.

После отделения Коммунистической партии Литвы от КПСС (в декабре 1989 года) Даля Грибаускайте осталась членом КПСС, в которую она вступила абсолютно свободно, когда ей было 23 года. Кроме того, ее продвигали по карьерной лестнице и вскоре назначили научным секретарем Вильнюсской высшей партийной школы ЦК КПСС — это вторая должность после ректора этого учебного заведения.

Нужно помнить еще и то, что преподавать в высшей партийной школе имели право лишь представители высокой коммунистической номенклатуры либо работники спецслужб», — резюмирует Зигмас Вайшвила.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров