В ночь с 24 на 25 июня Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) пригласила делегацию России принять участие в июньской сессии. На Украине происходящее уже окрестили «страсбургским сговором». По словам экс-президента Петра Порошенко, официальный Киев получил первый за последние пять лет серьезный дипломатический удар. Вместе с Незалежной крупнейшее поражение на международной арене потерпели и страны Прибалтики.
Доклад главы регламентного комитета Петры де Суттер «О совершенствовании процесса принятия решений ассамблеи относительно полномочий и голосования» запускает механизм возвращения российской делегации в ПАСЕ без выполнения требований, которые предъявляли Москве в 2014 году. В тексте резолюции говорится, что основные права членов делегаций ассамблеи (в том числе право голоса) не могут быть ограничены санкциями.
Закрепления этого положения и добивалась Россия, которую в 2014 году лишили права голосовать в ПАСЕ, участвовать в работе ее управляющих органов и выступать в качестве наблюдателя на выборах. О полном аннулировании полномочий речь не шла, но РФ сама отказалась от представительства в организации.
Сегодня российская делегация восстановлена в правах и готова вернуться к работе, а противники Кремля не находят себе места.
Первую скрипку в этом русофобском оркестре, конечно, играет Украина. Но не менее серьезный удар возвращение России наносит и по Прибалтике.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на результаты голосования в ПАСЕ. Резолюцию не поддержали 62 депутата, еще 10 воздержались. В полном составе против возвращения России выступили делегации пяти стран: Украины (11 человек), Грузии (5), Литвы (4), Латвии (3) и Эстонии (3).
Среди тех, кто голосовал за, нашлись депутаты из пораженной вирусом шпиономании Великобритании, конфликтующей с «Газпромом» Дании и даже один поляк.
Только три Прибалтийские республики продемонстрировали удивительное единство и полностью солидаризовались с Украиной. Единственные в Евросоюзе!
Еще в мае стало понятно, что российскую делегацию в ПАСЕ, так или иначе, будут возвращать. С одной стороны, без ее солидных членских взносов управляющие органы ассамблеи фактически перешли на «сухой паек». С другой стороны, само существование ПАСЕ как международного института без участия РФ теряет всякий смысл.
Заявления влиятельных европейских политиков однозначно указывали на то, что решение о возвращении права голоса России принято и обжалованию не подлежит. В таком случае, что делать прибалтийским борцам с «агрессией Кремля»? Самый разумный вариант — смириться и молчать в тряпочку, в кулуарах похлопывая по плечам огорошенных украинских депутатов. Но Литва, Латвия и Эстония решили бороться до последнего.
Пожалуй, самыми отчаянными оказались литовские политики. В мае комитет Сейма по иностранным делам принял резолюцию о противодействии возвращению России в ПАСЕ, угрожая Совету Европы кризисом и подрывом авторитета. Более того, резолюция обязала литовскую делегацию не голосовать за изменения, которые открывают двери для возвращения в организацию «проштрафившихся» государств.
Решение в лучших «совковых» традициях — никакой самодеятельности, только послушное исполнение предписаний коммунистической (а после распада СССР – консервативной) партии!
Накануне часа икс литовские парламентарии буквально бились в агонии. Как иначе воспринимать новость о том, что члены партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) Лауринас Кащюнас и Аудронюс Ажубалис призывают литовскую делегацию в ПАСЕ «заблокировать» резолюцию о возвращении России?
Заблокировать — это как? Не допускать докладчика к трибуне? Иных инструментов у скромной депутатской группы из прибалтийской республики просто нет.
Не менее нелепо выглядит и призыв консерваторов убеждать представителей других делегаций в целесообразности голосования против резолюции. Но почему тогда Сейм не позаботился о подготовки агитационной печатной продукции?
С брошюрами и буклетами литовцы в ПАСЕ выглядели бы убедительнее. Эдакие свидетели «российской агрессии», которые пристают к людям со словами: «Вы не хотите поговорить о Путине?».
По такому случаю литовцы в ПАСЕ и вовсе могли бы организовать какой-нибудь агитационно-просветительский пункт, как это делали большевики на заре становления советской власти. С целью, так сказать, разъяснения широким массам евродепутатов «смысла происходящей борьбы» и привлечения их «к строительству новой жизни». Не додумались, а зря! Теперь остается только локти кусать.
Свое недовольство по поводу предстоящего возвращения России в ПАСЕ выражали и эстонцы. «Козырный» аргумент всё тот же: ситуация на Украине не меняется. «Вариант развития событий, при котором возможность ограничить право голоса государства-члена ПАСЕ будет упразднена, серьезно подорвет авторитет организации, дав крайне негативный сигнал защитникам прав человека по всему миру», — предостерегал член эстонской делегации на июньской сессии ПАСЕ Ээрик-Нийлес Кросс.
По теме высказалась даже президент республики Керсти Кальюлайд. По ее мнению, решение лишить РФ права голоса в ПАСЕ было «основанным на ценностях». А Эстония всегда на стороне ценностей. С оглядкой на недавнюю встречу Кальюлайд с Путиным, к которому она вроде как ехала налаживать отношения, позицию президента Эстонии в российском МИД назвали двойственной и противоречивой.
В борьбе с «реваншем Москвы» у Украины союзников было немного. Большие надежды она возлагала именно на Прибалтику. Спикер Верховной рады Андрей Парубий говорил, что Киев рассчитывает на активную позицию польских и литовских депутатов с целью не допустить отмены санкций против России в ПАСЕ.
Теперь Украина собирается демонстративно хлопнуть дверью и наверняка рассчитывает, что ее союзники тоже будут саботировать работу ассамблеи.
Но не тут-то было. Литовский МИД уже предостерег украинцев от бойкота.
«Я бы не советовал украинской делегации покидать сессию ПАСЕ. Развернуться и уйти — это самый легкий путь, но он может оказаться невыгодным самой Украине», — заявил министр иностранных дел республики Линас Линкявичюс.
Конечно, паковать чемоданы прибалты не будут. Членство в международных организациях является их главным внешнеполитическим активом.
Как еще Литва, Латвия и Эстония могут реализовывать свою «историческую миссию» — разъединять Европу и Россию? Только путем участия в работе ПАСЕ и прочих институтов, где благодаря статусу независимых государств они могут влиять на принятие окончательных решений.
Почти 30 лет страны Балтии пользуются этой возможностью в целях борьбы с Москвой. Но, как показывает практика, ключевые вопросы «старая» Европа всё равно решает самостоятельно. И если Берлин и Париж готовы вернуть Россию в ПАСЕ без малейших уступок с ее стороны, то прибалты могут только утешать себя тем, что «проиграна битва, но не война».