×
Политика Политика

Литва провоцирует обострение конфликта с Россией

Источник изображения: eadaily.com

Гражданин России Юрий Мель, который завершил отбывание наказания в Литве по делу о событиях 13 января 1991 года, задержан еще на 20 суток. До оглашения окончательного вердикта Апелляционного суда он будет оставаться под стражей. Российский МИД не оставил эту новость без внимания и пригрозил Литве последствиями. Вероятно, в скором времени литовским судьям прилетит «ответка» — в России их заочно осудят за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного человека. 

Срок заключения Юрия Меля истек 12 марта. Именно в этот день семь лет назад российского полковника запаса задержали на границе Калининградской области и Литвы, куда он ехал покупать лекарства.

Правоохранительные органы прибалтийской республики не могли не воспользоваться таким «подарком».

К ним в руки попал командир танка под бортовым номером 544, который 13 января 1991 года совершил «страшные преступления» возле Вильнюсской телебашни.

«Выломал забор, ограждающий территорию телебашни с западной стороны, опасно маневрируя, въехал на территорию, где не менее трех раз выстрелил из орудия холостыми зарядами, пускал дымовые завесы, световыми приборами военной техники светил в гражданских лиц, занимаемый объект и расположенные вокруг здания, таким образом запугивая и терроризируя гражданских лиц».

Именно такая формулировка содержится в определении Вильнюсского городского участкового суда о признании подозреваемым Юрия Меля.

И этих обвинений оказалось достаточно, чтобы в нарушение всех представлений о правосудии дать человеку семь лет тюрьмы.

Ни прокуратура, ни сторона защиты с решением суда не согласились. Адвокаты требуют признать Меля полностью невиновным, а государственный обвинитель хочет «накинуть» российскому офицеру еще три года. Точку в этом вопросе со дня на день должен поставить Апелляционный суд Литвы.

Сообщалось, что процессуальное решение будет оглашено 31 марта. Но срок тюремного заключения Меля закончился чуть раньше.

Что он сделает первым делом, выйдя на свободу? Покинет Литву, чтобы больше туда никогда не возвращаться (или возвратиться за компенсацией, которую власти прибалтийской республики будут обязаны выплатить ему, если Меля признает невиновным Европейский суд по правам человека).

Поэтому прокуратура решила ходатайствовать о продлении срока содержания подсудимого под стражей.

Иначе привести в исполнение более суровый приговор будет невозможно.

Сторона защиты просила назначить залог, сторона обвинения требовала для Меля «бонусные» три месяца. Литовская Фемида в итоге продлила арест на 20 суток.

«Коллегия судей Апелляционного суда Литвы признала, что заявление прокурора о задержании Юрия Меля было законным и обоснованным. Коллегия судей не согласилась с доводом защиты о том, что осужденный не может быть заключен под стражу, поскольку он вскоре отбудет назначенное ему наказание, и подчеркнула, что окончательного и эффективного решения по виновности и приговору осужденного по делу не было», — говорится в заявлении суда.

Ключевой вопрос теперь следует сформулировать так: когда будет вынесено окончательное решение по «делу 13 января»?

Это самый большой по объемам процесс в истории постсоветской Литвы — 800 томов, 67 осужденных, 134 адвоката и так далее. Апелляционный суд подчеркивал, что детальный анализ событий возле Вильнюсской телебашни требует много времени.

Не факт, что все закончится в марте. Оглашение приговора может быть отложено под тем же предлогом: дело слишком сложное, спешка тут ни к чему. А Юрий Мель пусть еще посидит. Через двадцать дней суд оставит его под стражей еще на двадцать дней, потом еще на двадцать.

Изощренное издевательство над больным человеком, которому не терпится выйти на свободу.

Почему, в самом деле, прокуратура требовала продлить арест Меля именно на три месяца? Не потому ли, что ей известно о заминке с оглашением приговора? Эта версия все объясняет.

«Если бы было заявление Европейского суда по правам человека, что арест человека после того, как он уже отсидел, является неправомерным, предвзятым, неадекватным, это как-то могло бы помочь. Но в отношении других ЕСПЧ это заявляют, а в отношении Меля не хотят этого делать», — рассказал адвокат подсудимого Ришардас Бурда.

Сам Мель подал жалобу на определение суда о назначении ареста, но это ему вряд ли поможет. Прибалтийская республика не хочет отпускать своего заложника.

Тот факт, что хотя бы один «советский оккупант» сидит в тюрьме за события 13 января 1991 года, греет душу литовским политиканам.

Поэтому нельзя исключать, что события будут развиваться по самому негативному для Меля и самому беспредельному сценарию: Апелляционный суд отправит российского гражданина за решетку еще на три года.

Правящие консерваторы этому решению будут аплодировать.

Реакция российского посольства в Литве оказалась сдержанной: оно выразило сожаление и надежду на скорейшее освобождение Юрия Меля. Зато официальный представитель МИД Мария Захарова выразилась довольно жестко: «Мы будем привлекать внимание евросоюзовских институтов к подобному беззаконию. Мы требуем прекратить циничное глумление над правосудием и над конкретным человеком. В Вильнюсе должны понимать, что эти игры просто не останутся без последствий».

Конкретные последствия спрогнозировать нетрудно: в скором времени российский суд должен вынести заочный приговор литовским судьям, которые осудили заведомо невиновного человека.

Обвинения предъявлены Айноре Мацявичене, Виргинии Пакальните-Тамошюнайте и Артурасу Шумскасу. Причем Следственный комитет РФ отмечал, что он принял «необходимые меры для организации международного розыска обвиняемых».

Будут предприниматься попытки экстрадиции фигурантов дела. Наверняка неудачные — те страны, которые теоретически могут одобрить запрос России, литовские судьи посещать не станут. Но подобные запросы будут привлекать внимание мировой общественности к позорному делу 13 января 1991 года.

Это соответствует интересам Москвы: пускай в Германии, Австрии и других европейских странах полюбуются на то, как литовская Фемида дает человеку семь лет тюрьмы за выломанный забор.

Аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что министр юстиции Литвы Эвелина Добровольская заявляла о необходимости создания механизма защиты граждан Евросоюза «от необоснованных решений третьих стран». Правильнее называть это механизмом автоматического отклонения российских запросов об экстрадиции.

Но вряд ли в ЕС одобрят эту идею.

У Москвы нет возможности вытащить Юрия Меля из литовского плена или наказать тех, кто украл у него семь лет жизни. Зато есть возможность пролить свет на происходящее.

«Ждите последствий»: Россия ответит Литве за издевательства над советским офицером / Дело Юрия Меля. RuBaltic•Ru

Вам также может быть интересно:

Спецпроект RuBaltic.Ru: Вильнюс, 13 января 1991 года, трагедия в 4 действиях

Спецпроект RuBaltic.Ru: Почтовый ящик в поддержку Юрия Меля


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Адвокат Юрия Меля: литовские СМИ замалчивают «дело 13 января»
10 января 2021
Интервью с адвокатом Юрия Меля Ришардасом Бурдой.
Советский танк и литовский миф: какие «преступления» совершил Юрий Мель в Вильнюсе
27 марта 2019
Вильнюсский окружной суд начинает оглашать приговор по делу о столкновениях у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Главный обвиняемый на скамье подсудимых — полковник запаса российской армии Юрий Мель. Его приговорили к семи годам тюрьмы.
Россия отомстила судьям и прокурорам Литвы за охоту на своих граждан
26 января 2021
Литва косвенно признает, что у нее рыльце в пуху, допуская, что третьи страны могут выдать литовских судей и прокуроров России за произвол по отношению к россиянам.
Юрий Мель обжалует решение Апелляционного суда Литвы о своем аресте
12 марта 2021
Полковник запаса российской армии Юрий Мель, осужденный по «делу 13 января», готовит жалобу на решение Апелляционного суда Литвы о назначении ареста сроком на 20 суток.
Новости партнёров