×
Контекст

Красноармейцев голыми руками заставляли выгребать нечистоты, откажешься — руки ломали: Польские концлагеря 1920–21 гг.

Источник изображения: Красноармейцы в польском плену

История взаимоотношений Польши и Советского государства включает ряд сложных и актуальных проблем, составляющих так называемые «белые пятна». Одной из таких проблем является польско-советская война 1919–1920 гг. и в особенности судьба военнопленных, интернированных и заложников, находившихся как в Польше, так и в Советской России.

За время войны польские войска взяли в плен более 146 тыс. человек, содержание которых в Польше было очень далеко от каких-либо гуманитарных стандартов. Особым издевательствам подвергались коммунисты или заподозренные в принадлежности к ним, а пленные красноармейцы-немцы вообще расстреливались на месте.

Нечеловеческие условия содержания пленных имели самые жуткие последствия и приводили к быстрому их вымиранию. В лагере Домбе зафиксированы случаи избиения пленных офицерами польской армии. В Злочеве пленных били плетьми, изготовленными из железной проволоки от электропроводов. В лагере Тухоли избит комиссар 12 полка Кузьмин. 

В Бобруйской тюрьме военнопленному перебили руки только за то, что он не выполнил приказания выгрести нечистоты голыми руками. Инструктор Мышкина, взятая в плен под Варшавой, была изнасилована двумя офицерами и без одежды брошена в тюрьму на Дзелитной улице в Варшаве. 

Артистка полевого театра Красной Армии Топольницкая, также взятая в плен под Варшавой, была избита на допросе резиновым жгутом, подвешивалась за ноги к потолку, а затем отправлена в лагерь в Домбе.

Видимо, подобное отношение к советским военнопленным явилось в значительной степени результатом многолетней пропаганды «вины» России перед Польшей. Все это привело к тому, что около 60 тыс. советских военнопленных умерли в польских лагерях. К 21 ноября 1921 г. из Польши вернулись 75 699 бывших военнопленных (932 человека отказались возвращаться).

Польских пленных в Советской России было около 60 тыс. (видимо, это число включает также гражданских пленных, заложников и интернированных лиц) и их содержание не преследовало цели уничтожить или унизить их. 

Наоборот, подавляющее большинство пленных рассматривалось как «братья по классу» и какие-либо репрессии в отношении них были просто немыслимы. Политическая работа в лагерях военнопленных преследовала цель развить у них «классовое» сознание.

 Конечно, нельзя отрицать, что в условиях боевых действий имели место отдельные эксцессы в отношении пленных, особенно офицеров, но советское командование стремилось пресекать их и наказывать виновных. На содержании пленных в РСФСР, безусловно, сказывалась общая экономическая разруха. По окончании войны в Польшу вернулось 27 598 бывших военнопленных, а около 2 тыс. осталось в РСФСР.

Источник: Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918–1939 гг. — М.: Вече, 2001; Райский Н. С. «Польско-советская война 1919–1920 годов и судьба военнопленных, интернированных, заложников и беженцев».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«После зарытия трупов земля шевелилась несколько часов»: как «литовские стрелки» за независимость Литвы боролись
31 мая 2018
В период отхода советских войск вглубь страны шаулисты организованно нападали на отступающие мелкие подразделения, убивая бойцов и командиров Красной Армии. Установлено, что особенно активно организация «Шаулис» проявила себя в период оккупации Литовской ССР немецкими войсками.
Музеи оккупации создаются для борьбы с Россией, а не с советским прошлым
28 апреля 2018
Интервью с кандидатом политических наук, генеральным директором Государственного центрального музея современной истории Ириной Великановой.
Литва поддерживает нацистов на Украине
16 мая 2018
Члены Литовского союза стрелков приняли участие в праздновании четырехлетия создания «добровольческого батальона» «Азов», которому запретил поставлять оружие и оказывать иную поддержку Конгресс США.
«Диктатура в рукавицах с национальным узором»: как Ульманис узурпировал власть в Латвии
15 мая 2018
Интервью с историком и политологом, руководителем исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимиром Симиндеем.
Новости партнёров