×
Контекст

Самую выдающуюся диверсию в годы войны совершил советский партизан в одиночку. Немцы думали, что это был налет советской авиации

В 1970 году в интервью Пантелеймон Пономаренко, бывший первый секретарь ЦК КП(б)Б, в годы Великой Отечественной войны начальник Центрального штаба партизанского движения, отмечал: «Если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в июле 1943 года. Их взорвал комсомолец Федор Крылович…».

Федор Андреевич Крылович родился в 1916 г. в Минске. Работал электриком. В 1937 году после окончания школы связистов в Ульяновске был призван в Красную армию и в составе мотострелкового полка воевал сначала на Дальнем Востоке — на Халхин-Голе и у озера Хасан, а затем был переправлен на противоположный театр военных действий Советского Союза — на войну с Финляндией. В 1940 году он возвратился в Осиповичи и вернулся на свое прежнее место работы — на железнодорожную станцию.

Когда же стало известно о нападении Германии на СССР, сержант запаса Ф. Крылович вместе со своими друзьями явился в военкомат. Однако в мобилизации ему было отказано — на работников железной дороги в то время накладывалась бронь.

30 июня в Осиповичи вошли нацисты, и Федор со своими товарищами-путейцами предпринял попытку покинуть город. Однако сделать им это не удалось, поскольку враг отрезал пути отступления. Немцы довольно быстро выявили всех оставшихся в городе железнодорожников и заставили работать на себя. Среди них оказался и Ф. Крылович, который был зачислен электромонтером в бригаду станционных электриков.

Тогда он и решил использовать свою работу как прикрытие в борьбе с немцами и влился в ряды одной из стихийно созданных из железнодорожных рабочих групп сопротивления.

Со временем подпольщики вышли на связь с партизанами и стали выполнять их задания, снабжали народных мстителей разведданными, передавали им лекарства и амуницию.

В середине июля 1943 г. Федору были переданы две магнитные мины английского производства.

29 июля 1943 года была его смена дежурства по станции. Он предусмотрительно замаскировал мины на дне своего переносного ящика с инструментами. Ближе к полуночи прибыл эшелон с горючим. Обычно такие составы подолгу не задерживались, но на станции на пути следования поезда вышел из строя семафор, ремонтировать который экстренно и вызвали подпольщика. В сопровождении немца-охранника Ф. Крылович отправился к месту поломки: идти пришлось вдоль того самого состава с горючим. Когда конвоир отвлекся, Федор установил одну мину на платформе с цистерной, заполненной бензином, в голове эшелона. Вторую ему удалось незаметно поставить на обратном пути в хвосте состава. Обе мины должны были взорваться в пути. Однако снова произошла неожиданность. Вместо того чтобы немедленно отправить эшелон с горючим из Осиповичей, его переставили на путь, расположенный рядом с могилевским вагонным парком, где уже находились составы с боеприпасами и военной техникой.

Пока Федор ремонтировал семафор, время перевалило за полночь, и его смена закончилась. Справившись с поломкой, поспешил домой. И когда стрелка на циферблате его часов приблизилась к трем, на станции раздался взрыв, ее окрестности осветило пламя. 

Не прошло и несколько минут, как одна за другой начали взрываться цистерны с горючим. Немцы предприняли было попытку расцепить состав и оттащить несколько последних цистерн. Но тут сработала вторая мина, и огненный смерч перекинулся на соседний состав с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, которые стали также взлетать на воздух. Сделать что-либо в этой ситуации уже было невозможно, и уцелевшие немцы просто разбежались. А тем временем пламя охватило еще два соседних состава, на одном из которых перевозились новейшие образцы вооружения и танков.

На танки «Тигр» германское командование возлагало большие надежды в операции «Цитадель», которую противник запланировал провести под Курском и начало которой несколько раз откладывалось именно из-за недостаточной укомплектованности штурмовых частей этими боевыми машинами.

Хотя общий успех операции на станции Осиповичи был обусловлен стечением обстоятельств, это никоим образом не умаляет заслуг Ф. Крыловича. Они, кстати, отмечались и противником. Так, бывший офицер генерального штаба вермахта Эйке Миддельдорф спустя несколько лет после войны в своей книге «Тактика в русской кампании» напишет: 

«Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра… Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками "Тигр"».

Об успешно проведенной в Осиповичах операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Правда, поначалу фашисты приняли случившееся за действия советской авиации. В своих воспоминаниях П. Пономаренко отмечал: «Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге».

Естественно, что после диверсии Ф. Крылович не мог оставаться в городе. Он влился в ряды 1-й Бобруйской партизанской бригады, дислоцировавшейся, в том числе, и на территории Осиповичского района. Вскоре после этого Ф. Крылович возглавил разведывательно-диверсионную группу, в состав которой также вошли и некоторые его соратники по подполью.

СУДЬБА ДИВЕРСАНТА ФЕДОР КРЫЛОВИЧ ГЕРОЙ ВОЙНЫ.

Источник: Головко С. Огненная ночь в Осиповичах // Белорусская думка. 2015. №1. С. 32–37

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Боясь расстрела, спускали штаны: судьба пленных немцев в Сталинграде
7 июля 2021
В самом Сталинграде двум офицерам Люфтваффе, которых вели под конвоем по лестнице, удалось бежать. Летчики выпрыгнули в оконный проем и приземлились у надворного туалета. Когда из-за угла появились русские, один из немцев проявил находчивость и знание человеческой психологии.
Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями: падал с высоты 6 000 метров, единственный в мире совершил четыре тарана и остался в живых
6 июля 2021
Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс», и Ковзан направил свой горящий самолет на него. От удара оба самолета развалились на куски. Нашего летчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6 000 метров он упал в болото, и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько ребер. Это был его четвертый по счету таран.
Палача Хатыни полицая Васюру советские спецслужбы нашли только в 1986 г. Он погорел на том, что попросил себе орден Великой Отечественной войны
6 июля 2021
Васюра дослужился до заместителя директора совхоза, построил себе большой дом и за добросовестную работу несколько раз поощрялся. Ему удалось скрывать свои злодеяния очень долго. В 1985 году Васюра, как ветеран боевых действий, в честь 40-летия победы потребовал себе Орден Отечественной войны. В архивах содержались данные о том, что он пропал во время боев в 1941 г., после чего этим делом занялась военная прокуратура. В 1986 г. на основе собранных данных против Васюры было возбуждено уголовное дело.
Солдатская смекалка: история о том, как советский повар с помощью топора одолел немецкий танк
7 июля 2021
Большую роль сыграла психология. Экипаж немецкого танка трофей в виде полевой кухни расслабил и развеселил. Из башни танка показалась голова немца, который довольно смеялся, говоря что-то своим товарищам внутри машины. Немец, увидев бегущего к нему советского солдата, нырнул в люк.
Новости партнёров