×
Контекст

«Какая гадина, жаль, не прибили тебя на фронте»: как проходил марш пленных немцев в Москве

«Извещение от начальника милиции гор. Москвы.

Управление милиции г. Москвы доводит до сведения граждан, что 17 июля 1944 г.  через Москву будет проконвоирована направляемая в лагеря для военнопленных часть немецких военнопленных рядового и офицерского состава в количестве 57 600 человек из числа захваченных за последнее время войсками Красной Армии 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов…

Граждане обязаны соблюдать установленный милицией порядок и не допускать каких-либо выходок по отношению к военнопленным».

Об этом событии вспоминает разведчик, публицист Владимир Васильевич Карпов:

«Впереди неторопливо, не в ногу шли генералы. Разные. Поджарые. Оплывшие от жира. Круглолицые. Горбоносые. Золотые вензеля блестели в красных петлицах. Витые, крученые погоны, выпуклые, словно крем на пирожных. Ордена и разноцветные ленты на груди. 

Генералы не смотрели по сторонам, шли, тихо переговариваясь. Один коротышка отирал платком седой щетинистый бобрик на продолговатой, как дыня, голове. Другой, здоровенный, равнодушно смотрел на лица москвичей, будто это не люди, а кусты вдоль дороги.

За генералами шли гнущимися рядами офицеры. Эти явно старались показать, что плен не сломил их. Один, рослый, хорошо выбритый, со злыми глазами, встретив мой взгляд, быстро показал большой кулак. Я тут же ответил ему: покрутил пальцем вокруг шеи, словно веревкой обвил, и ткнул им в небо: гляди, мол, как бы тебе не ответили этим! 

Фашист несколько раз оглянулся и все показывал кулак, щерил желтые прокуренные зубы, видимо, ругался. "Какая гадина, — подумал я, — жаль, не прибили тебя на фронте".

За офицерами двигались унтеры и солдаты. Их было очень много, они шли сплошной лавиной по двадцать в ряд — во всю ширину улицы Горького.

Пленных сопровождал конвой — кавалеристы с обнаженными шашками и между ними пешие с винтовками наперевес.

Москвичи стояли на тротуарах. Люди молча, мрачно смотрели на врагов. Было непривычно тихо на заполненной от стены до стены улице. Слышалось только шарканье тысяч ног.

Глядя на немцев, я думал: может быть, среди них и те, которых я с моими боевыми друзьями разведчиками брал как "языков"? Наверное, они здесь. Куда же им деться?».


Источник: Карпов В. В. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1990.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов»: немецкие военные о советских солдатах
9 июля 2018
Оказываемый русскими солдатами отпор немцы воспринимали как проявление фанатизма, временами принимавшего пугающие формы.
Волчий вой нагонял на нас меньшую тоску, чем завывание «органа Сталина»: немецкий снайпер о «катюше»
27 июня 2018
Первый залп «Катюши» в боевых условиях состоялся 14 июля 1941 года под Кингисеппом. Ракеты способны были поражать цели на дальность до 8 километров. Такого мощного оружия не имела ни одна армия мира!
Советский Союз напал на Восточную Пруссию: как немецким солдатам объясняли агрессию 22 июня 1941 г.
2 июля 2018
Всего на Советскую территорию я летал один раз в направлении на Овруч. Задание я имел бомбардировать аэродром в Овруче. Всего в этом налете участвовало 7 самолетов. Задание по бомбардировке этого аэродрома было выполнено.
«Вон! Все русские — вон! Матка, давай хлеб и цукер!»: советское население под немецкой оккупацией
10 июля 2018
Мирное советское население районов, где шли бои, подвергалось форменному разграблению. Голодные, замерзшие немецкие солдаты, словно стая хищников, набрасывались на все съестное и теплые вещи.
Новости партнёров