×
Контекст

Нож в спину: 22 июня 1941 г. литовцы, служившие в Красной Армии, начали убивать своих командиров

Источник изображения: Литовские крестьянки радостно встречают германских солдат. Июнь 1941 г.

22 июня 1941 г. в 29-м Литовском территориальном стрелковом корпусе РККА начались убийства командиров (не литовцев) и массовое дезертирство: из 16 000 с частями Красной армии отступили 2000 человек. По всей территории Литвы началось восстание, возглавленное членами Фронта литовских активистов. Повстанцы (около 100 000 человек), сформировавшие «отряды самообороны», взяли под свой контроль железные дороги, мосты, центры связи, склады продовольствия и снаряжения, а также заняли оставленные советскими войсками населённые пункты. Население литовских городов и сёл встречало германские войска как освободителей.

23 июня вооружённые формирования Фронта литовских активистов, завязав бои с отступавшими частями Красной армии, заняли Вильнюс и объявили по Каунасскому радио о создании Временного правительства Литвы. Премьер-министром нового правительства стал профессор филологии Каунасского университета Юозас Амбразявичюс. На местах возникли параллельные властные структуры — администрации Временного правительства Литвы и германские военные комендатуры.

Полномочия Временного правительства Литвы не распространялись на Виленский край. В Вильнюсе был сформирован самостоятельный Гражданский комитет Вильнюсского уезда и города  во главе с профессором права Вильнюсского университета Стасисом Жакявичюсом.

24 июня германские войска вошли в захваченные литовскими повстанцами Каунас и в Вильнюс.

В тот же день литовские повстанцы, возглавленные членом Фронта литовских активистов журналистом Альгирдасом Климайтисом, устроили трехдневный еврейский погром в Каунасе, в результате которого погибли 4000 человек.

25 июня в Берлине гестапо арестовало главу, созданного в Германии в октябре 1940 г. Фронта литовских активистов — бывшего посла Литвы в Германии Казиса Шкирпу. До 1944 г. он находился под домашним арестом.

26 июня советские войска оставили Паневежис и в тот же день были вытеснены германскими войсками с территории Литвы. В боях с частями Красной армии литовские повстанцы потеряли убитыми около 4000 человек.

27 июня все радиостанции Литвы были включены в радиосеть «Третьего рейха».

29 июня Временное правительство Литвы принимает решение о создании в литовских городах еврейских гетто.

В тот же день в Каунасе архиепископ Римско-католической церкви в Литве Иосиф Сквирекас заявил о полной поддержке борьбы Германии с большевизмом. Германские власти заявили о своем желании сотрудничать с Римско-католической церковью в Литве.

28 июля германские военные комендатуры в Литве передали свои полномочия германской гражданской оккупационной администрации.

В тот же день Литва была включена в рейхскомиссариат «Остланд» в качестве генерального округа «Литва». Генеральный округ «Литва» возглавлял доктор философии и бывший руководитель секции торговли и промыслов Германского трудового фронта германского министерства по делам восточных территорий генеральный комиссар Теодор Адриан фон Рентельн. Его резиденция располагалась в Каунасе.

Литовскую администрацию генерального округа «Литва» возглавил бывший генерал-лейтенант литовской армии Пятрас Кубилюнас.

5 августа 1941 г. Временное правительство Литвы было распущено германскими оккупационными властями. Изданные им законы были аннулированы — в частности, не признавались его акты, отменяющие национализацию земли, а также распускающие колхозы и совхозы. С улиц городов были убраны литовские государственные флаги.

В ноябре 1941 г. отряды литовской самообороны были реорганизованы германскими оккупационными властями в литовскую вспомогательную полицию. Всего к 1944 г. было сформировано 22 литовских полицейских батальона общей численностью в 8000 человек.

Кроме Литвы данные батальоны несли охранную службу и участвовали в антипартизанских и карательных акциях в Ленинградской области, в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Италии, во Франции и Югославии, а также использовались германским командованием на различных участках Восточного фронта. Всего же в 1941–1944 гг. в различных литовских полицейских формированиях служили 20 000 человек.

Источник: оригинальная статья

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Почему Прибалтика нуждается в денацификации вслед за Украиной
16 июня 2022
В латвийском Екабпилсе власти осквернили воинское захоронение красноармейцев. Памятники над могилами снесли, сами могилы разрыли и эксгумировали остатки советских военных. Этот вопиющий акт вандализма, вдохновленной ненавистью к победе Советского Союза над нацизмом во Второй мировой войне, — еще одно подтверждение того, что странам Прибалтики принудительная денацификация необходима не меньше, чем Украине.
Президент Латвии: воевать за Гитлера — это патриотично
14 июня 2022
Еврей реабилитирующий нацизм — примета времени. Речь не о Зеленском. Говорим о президенте Латвии Эгиле Левите, заявившем сегодня: «Мы видим, как Россия в гротескных формах переписывает и фальсифицирует историю». Это сказал президент страны, прославляющей латышский легион СС, устанавливающей ему памятники в Европе и уничтожающей на своей территории памятники победителям фашизма.
Сталин «подарил» Литве Клайпеду, но нет никаких официальных документов о передаче. Все было на словах
15 июня 2022
Авторитетный российский исследователь Александр Владимирович Золов приводит убедительные доводы, которые свидетельствуют о том, что передача советским руководством Литве Мемеля (Клайпеды) никакими официальными документами утверждена не была
В 1944 г. возникла идея передать современную территорию Калининградской области Литве. Военные выступили против
10 июня 2022
Между прочим, советские политики также рассматривали вариант, согласно которому Кенигсберг и прилегавший к нему район, включая Мемельский край, после войны могли войти в состав Литовской ССР. Такое предложение озвучил один из членов Комиссии Литвинова Чрезвычайный и полномочный посол СССР Я.З. Суриц.
Новости партнёров