×
Контекст

«Мы настоящие русские»: в Галиции в начале XX в. русинами издавалось 17 газет и 50 журналов на русском языке

Есть Великая Россия — Отечество великороссов. Есть Белая Русь — Беларусь, Белоруссия. Есть Подкарпатская Русь — Закарпатье, где расположена самая высокая карпаторусская гора Говерла, прежде именовавшаяся Руска. Здесь живут подкарпатские русины. Есть Покутская Русь — Покутье, земля руснаков-гуцулов. И все эти народности и прежде, и в какой-то мере сейчас именуются русинами. Бойки, лемки, долиняне тоже прежде были русинами. Многие закарпатцы и теперь сохраняют это самоназванье.

Жили русины и в Галиции (Галичине). В память о них сохранилось название городка Рава-Русская на Львовщине. Да и в старой части Львова имеется улица Русская.

До 1914 года все местное население почти поголовно называлось русинами. Поляки, евреи, немцы составляли в основном городское население. А «украинцами» (мазепинцами) именовались представители малочисленного тогда антирусского политического течения, инспирированного польскими националистами и австро-венгерскими властями. Цели у поляков и австрийцев были разные. Поляки, которые во времена Речи Посполитой с XIII до конца XVIII века правили на землях, теперь именуемых украинскими, стремились отделить своих русских подданных от их соотечественников в Московском государстве. Для этого использовался термин «украина» (окраина Польши), который из территориального понятия трансформировался в понятие национально-политическое. Этому способствовали массовый польский террор и насаждение католицизма, униатства.

Польские деятели Ян Потоцкий и Тадеуш Чацкий на рубеже XVIII–XIX веков в своих работах пытались обосновать надуманное отличие украинцев, к которым они относили малороссов и галичан, от великороссов.

У Габсбургской монархии, захватившей русские земли Закарпатья и Галиции, после присоединения Венгрии в XVI–XVII веках и разделов Польши в 1772–1795 годах были другие резоны. Первоначально австрийцы хотели противопоставить русское население их прежним хозяевам — полякам и мадьярам. Особенно в 1846–1849 годах, когда поляки и венгры пытались восстать против Габсбургов.

Галицкие русины помогли австрийским властям подавить польские выступления, как и подкарпатские русины помогли усмирить мадьяр. Особенно это проявилось во время «Галицкой резни» 1846 года, когда русинские крестьяне формировали отряды и при содействии австрийских властей массово убивали ненавистных польских панов.

Во время похода Российской Императорской армии в Венгрию в 1849 году русское население Галиции и Закарпатья впервые встретилось с русскими воинами и осознало свою идентичность с восточными братьями. Все это способствовало «Русскому Возрождению» в Галиции. Образованный русин Маркиан Шашкевич основал русофильское общество «Русская Матица», издавал на русском языке альманах «Русалка Днестрова».

В 1866 году галицкий просветитель Иоанн Наумович с гордостью писал в русскоязычном львовском журнале «Слово»: «Все усилия дипломатии и поляков сделать из нас особый народ рутенов-униатов оказались тщетными… Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, исторической, языковой, литературной, обрядовой — это одна и та же Русь… Мы не можем отделиться китайской стеной от наших братьев и отказаться от […] связи со всем русским миром. Мы больше не русины 1848 года; мы настоящие русские».

В Галиции создавались русские культурно-просветительные общества, политические организации, издавались газеты, журналы, альманахи. К началу ХХ века здесь издавалось 17 газет и 50 журналов на русском языке. И если русинские издания — к примеру, «Галичанин», «Прикарпатская Русь» — выходили в свет на средства подписчиков, то украинские «Дило», «Руслан» существовали на пособия австрийского МИДа и массовым читательским интересом не пользовались.

Русское движение постепенно из культурно-просветительской переходило в политическую плоскость. Принятая в марте 1871 года программа «Русской Рады», партии русских галичан, провозглашала: «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского».

Используя старый и проверенный имперский принцип Divide et Impera («Разделяй и властвуй»), австрийцы некоторое время мирились с русским движением, как противовесом движению польскому. Но предстоящие исторические потрясения, прежде всего предполагаемый конфликт с Российской империей, заставляли Австро-Венгерскую монархию приступить к трансформации, переделке русских галичан в украинцев, враждебных как Польше, так и России.

Россия 24. УКРАИНА РУСИНЫ ЗАКАРПАТЬЕ

Источник: оригинальная статья



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Подарок от оккупантов: почему в Литве стыдятся праздновать подлинный День независимости
6 января 2022
Литва в течение года отмечает целых три «Дня независимости»: День Литовского государства (6 июля), День независимости Литовского государства (16 февраля) и День восстановления независимости Литовского государства (11 марта). При этом подлинный День независимости — 24 декабря 1917 года, когда на самом деле было провозглашено Литовское государство, Литва не отмечает и даже замалчивает его существование.
Кощунство в вышиванках: как ненависть к России привела Украину к осквернению православия
7 января 2022
Церковный раскол, остающийся одной из важнейших общественных проблем Украины, имеет столетнюю историю. Первая попытка отделиться от Русской православной церкви и создать автокефалию была предпринята в Киеве сто лет назад.
«От монголов до татар»: Захарова высмеяла слова главы МИД Британии о вторжениях на Украину
21 января 2022
Официальный представитель МИД России Мария Захарова высмеяла свою британскую коллегу Лиз Трасс из-за ее высказываний о том, как Украина пережила вторжения «от монголов до татар».
Невостребованный образец: главный классик Латвии был защитником русских школ
19 февраля 2022
В Латвии начинается очередной всплеск борьбы за полное изгнание русского языка из школьного образования, в том числе — образования для детей из русскоязычных семей. Однако многие люди-символы «латышской Латвии» не одобрили бы такой политики. Например, величайший латышский поэт, один из основателей литературного латышского языка Янис Райнис был активным защитником многоязычия в Латвии и боролся за сохранение школ национальных меньшинств.
Новости партнёров