Контекст

Как отмечали Новый год в дореволюционной России и в Советском Союзе?

С 1700 года летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова. Помимо всего прочего, указал Петр и «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», сделав шаг к уже привычной для нас новогодней ели.

Кроме того, монарх повелел «учинить на большой Красной площади огненные потехи» и «выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится». Таким образом, Петр I создал в России образ Нового года, основные черты которого сохраняются и сейчас.

Со временем большая часть мира перешла на григорианский календарь, а российский Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Появился повод праздновать целых два раза!

Тем не менее на европейский манер Новый год отмечали преимущественно представители знатных и зажиточных сословий. А вот крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством.

В частности, имел место обрядовый новогодний ужин. В ходе него крестьяне съедали зажаренного «кесаретского поросенка», получившего свое название от прозвища святого Василия Кесаретского, Васильев день праздновался 1 января. Входили в трапезу и другие продукты, поедание которых должно было способствовать благополучию семьи в новом году.

С другой стороны, российская знать продолжала праздновать Новый год по-новому и заимствовала из Европы все новые аспекты торжества.

Так, при Екатерине II начали проводить масштабные балы-маскарады. Отмечали Новый год и пальбой из пушек, которую впоследствии отменил Павел I.

А вот новогодняя ель смогла закрепиться в России лишь во время царствования Николая I. Произошло это благодаря супруге императора — прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны.

Именно тогда в домах у знати появляются рождественские елки. Их украшали по немецкому образцу: венчала дерево Вифлеемская звезда, а также на него вешали яблоки, символизирующие запретный плод. Впоследствии стали появляться и игрушки, соответствовавшие рождественской тематике.

Праздник становился все более народным. Ситуация изменилась лишь в 1914 году — тогда на волне вызванных Первой мировой войной антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

После Первой мировой войны Новый год уже праздновали по новому григорианскому календарю и в новой стране. Данные меры помогли развести новогодние торжества с церковными — из-за разницы в 13 дней часть Рождественского поста приходилась на Новый год, что очень не нравилось церкви.

Несмотря на разруху первых лет Советской России, Новый год широко отмечался, а запрет на елки, введенный в царское время, был отменен.

Ситуация изменилась после смерти Ильича — Сталин сначала просто запретил елки как явление антисоветского характера, а затем оставил в стране всего два праздника — 7 Ноября и 1 Мая. Вплоть до середины 1930-х годов власти даже проводили специальные проверки, дабы выявить тех, кто все же решил поставить накануне Нового года елку.

В 1935 году вечнозеленые красавицы вновь вернулись в дома советских граждан. Спустя два года новогодняя елка появилась в московском Доме союзов. Власти даже выпустили формуляр, в котором рассказывалось, как надо правильно украшать ель.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако прижился лишь при советской власти. Впоследствии ему дали в сопровождающие и внучку — Снегурочку. Появилась и система новогодних елок для детей.

С 1947 года 1 января вновь стало праздничным днем. А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская.

С приходом к власти Никиты Хрущева в стране стало весело жить во всех смыслах. Новогодние торжества стали по-настоящему масштабными, что было обусловлено воспоминаниями о тяжелых военных годах.

Постепенно Новый год стал обретать традиционные черты и символы — в 1962 году впервые был показан новогодний «Голубой огонек». Кроме того, в продаже накануне праздников появлялись мандарины, также ставшие одним из новогодних символов.

В 1928 году появилось «Советское шампанское», но традиционным новогодним напитком оно стало именно в послевоенные годы.

А Леонид Ильич Брежнев и вовсе стал отцом тренда, выступив перед новым 1976 годом с обращением. На регулярной основе это начал делать уже Михаил Горбачев. Еще во время перестройки появилась традиция каждый год связывать с отдельным знаком восточного календаря.

Источник: оригинальная статья



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
«Волкодав» Нахман Душанский: «лесные братья» боялись его как огня
21 декабря 2021
Благодаря деятельности «волкодава» НКВД Нахмана Душанского удалось разгромить движение «лесных братьев» в Литве. Именно его стараниями были пойманы главные бандиты, а сегодня «герои» Литвы Адольфас Раманаускас и Йонас Жемайтис. Неудивительно, что современные литовские власти возбудили против «волкодава» НКВД Душанского уголовное дело.
Немецкий школьник спросил, были ли немцы во время войны в Москве? Я ответил — полно: университет помогли соорудить, заводы восстанавливали
20 декабря 2021
«Русские кажутся мне загадочными героями из фантастиче­ских фильмов. Наверное, такими и должны быть люди, опрокинувшие Гитлера. Многим немцам до сих пор непонятно, почему Германия решила с вами воевать. Как у народов у нас много общего — взять хотя бы любовь к сосискам и пиву!».
Неуязвимый якут, умевший притворяться мертвым: таежный охотник Федор Охлопков стал грозой немецких снайперов
27 декабря 2021
Якутский таежный охотник и гроза немецких снайперов Федор Матвеевич Охлопков родился 3 марта 1908 года в селе Крест-Хальджай ныне Томпонского улуса Якутии. Выносливость и хладнокровие, выдержка и самообладание, сдобренные и приумноженные сноровкой охотника, мужицкой смекалкой — вот те качества, которые отличали его как воина.
18 сибиряков всю ночь сдерживали атаки сотен немцев на высоте 224,1. К утру в живых осталось двое. Об этом написали песню «На безымянной высоте»
23 декабря 2021
В сентябре 1943 г. около деревни Высокое в Калужской области состоялся легендарный бой за высоту 224,1. Эта ожесточенная схватка стала символом подвига тех, кто штурмовал неприступные позиции противника на многочисленных безымянных высотах Великой Отечественной войны.
Новости партнёров
×