×
Проектор

Прибалтика доигралась? Лукашенко хочет построить новый терминал в Ленинградской области

Александр Лукашенко предложил построить в Ленинградской области новый терминал для перевалки грузов, которые пойдут в обход Прибалтики. Подобные инициативы он озвучивает не впервые. Стоит ли относиться к ним серьезно? Действительно ли «батька» хочет перебросить белорусский транзит на российскую Балтику, и что мешает ему это сделать? Давайте разбираться.

О строительстве терминала Лукашенко заговорил на встрече с руководством Ленинградской области. Предложение прокомментировал губернатор региона Александр Дрозденко: 

«Сейчас в Финском заливе в порту Усть-Луга строятся три новых терминала: для универсальных грузов, минеральных удобрений и контейнерных грузов. Надо просто посмотреть, возможно, можно войти уже в строительство этих терминалов и таким образом удешевить услуги по портовой переработке грузов».

На первый взгляд реакция губернатора может показаться странной. К тебе приходит лидер дружественного государства и говорит, что хочет построить в твоем порту новый терминал. И даже деньги вроде как найдены. В чём проблема?

Прежде всего, она в источнике финансирования. Лукашенко хочет подготовить почву для переориентации белорусского транзита за деньги российских налогоплательщиков, которые удалось сэкономить на строительстве БелАЭС. Но непотраченные деньги менее российскими от этого не стали. И если проект будет совместным, то руководству Ленинградской области тоже придется нести за него ответственность. 

Перед тем же Дрозденко маячит невеселая перспектива: новый терминал в Усть-Луге отгрохали, а грузы в него так и не пришли. Нерациональное использование бюджетных средств.

Поэтому давайте рассуждать логически: строить что-то новое на казенные деньги можно только в том случае, если Лукашенко предоставит гарантии использования этой инфраструктуры. Объемы перевалки грузов должны быть фиксированы и законтрактованы на годы вперед. Таких договоренностей Минск и Москва пока не достигли.

Мы уже упоминали, что тема переориентации белорусского транзита обсуждается много лет. Тому же губернатору Ленинградской области Лукашенко уже когда-то обещал новые грузы: 

«Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным. Мы приняли принципиальное решение по переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений и других грузов, с портов Балтийских государств на ваши порты». 

Это — ноябрь 2012 года. А сегодня Лукашенко снова встречается с Дрозденко и говорит принципиально то же самое. Стоит ли удивляться, почему ленинградский губернатор не прыгает от счастья? Он-то знает всю подоплеку непростых переговоров по этому вопросу. Да мы и сами не слепые. Открываем карту и видим, что Усть-Луга от Беларуси находится значительно дальше, чем Клайпеда, Рига или Вентспилс. Транспортное плечо удлиняется, расходы на транспортировку груза увеличиваются. Эти затраты нужно как-то компенсировать. Самый простой способ — предоставить белорусам особые условия использования российских железных дорог. РЖД так и поступила: до конца 2025 года на перевозки нефтепродуктов из Беларуси в направлении Усть-Луги и на возврат порожних цистерн действует скидка в размере 50% от тарифа. Но этого оказалось недостаточно, чтобы «обнулить» Прибалтику.

По мнению главного редактора издания «ПортНьюс» Виталия Чернова, «батьке» не очень выгодно менять Клайпеду на порты Северо-Запада России: 

«Это будет иметь экономический смысл, если только будут предоставлены значительные скидки на железнодорожный тариф. По моим оценкам, это 70–80% от обычного железнодорожного тарифа. При том, что ранее РЖД, насколько я знаю, [давали] максимум 50%. И тут получается такая ситуация, что либо это будет экономически невыгодно белорусам, либо это будет экономически невыгодно РЖД».

Вот такая дилемма. Она уже много лет мешает пустить белорусские грузы в обход Прибалтики. И новый виток напряжения в отношениях между Беларусью и странами Евросоюза, к сожалению, не делает российский маршрут более привлекательным с точки зрения экономики. Дрозденко всё понимает, поэтому предлагает не горячиться. Сначала нужно проработать и протестировать условия перевалки белорусских грузов с использованием уже имеющейся или строящейся инфраструктуры. Только тогда, возможно, появится резон говорить о новом терминале. Увы, это вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.

Рискну предположить, что Лукашенко тоже всё прекрасно понимает. Лучше, чем кто-либо. Его громкое заявление адресовано не столько руководству Ленинградской области, сколько руководству Литвы. Там уже забеспокоились, что президент Беларуси всё-таки осуществит свои угрозы. 

А он эти страхи подогревает, вынуждая официальный Вильнюс отказаться от своего агрессивного внешнеполитического курса. Иначе прощай, Клайпеда — здравствуй, Усть-Луга! 

Произойдет ли это на самом деле, покажет время. Здесь не нужно впадать в другую крайность — если интеграция между Россией и Беларусью выйдет на новый уровень, то в Ленинградской области вполне может появиться терминал, о котором говорит Лукашенко. Поживем — увидим.

Читайте также
Порты Латвии взбунтовались против правительства
30 сентября 2020
В Латвии продолжают обсуждать скандальную реформу портов, которую в конце прошлого года инициировало правительство республики. Против нее выступают представители бизнеса и власти на местах.
Латвия проиграла России белорусский транзит
21 сентября 2020
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) пожаловалась на потерю грузов из России. При этом Латвия предпочла даже не ввязываться в борьбу за новые грузовые потоки из Беларуси, в которых она остро нуждается.
Латвия убивает свою экономику из-за ненависти к Лукашенко
21 сентября 2020
Лукашенко грозился переориентировать все белорусские торговые потоки с портов Литвы на другие. Другие – это какие? Судя по последним новостям, речь идет о российской Усть-Луге. Хотя конкуренцию ей могли бы составить Рига, Вентпилс и Лиепая.
Евросоюз отказывается поддерживать транзитную отрасль Латвии
22 сентября 2020
Европейский союз отказался финансировать покупку новых дизельных поездов для латвийской госкомпании железнодорожных пассажирских перевозок Pasažieru vilciens (PV).
Новости партнёров