Экономика Экономика

Плоды многовекторности: «дружба» с Литвой обернется для Лукашенко транзитной блокадой

Россия не бросит Беларусь в условиях санкционного давления западных стран. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о возможности переориентации транзита грузов «Беларуськалия», перед которыми закрываются ворота Клайпедского порта. Но никаких подробностей в Кремле не сообщают. Очевидно, выполнение своих контрактных обязательств и сохранение финансовой стабильности в условиях транзитной блокады со стороны Литвы станет для «Беларуськалия» сложнейшей задачей. Избежать потерь компания в любом случае не сможет.

Новость о том, что 1 февраля «Литовская железная дорога» (ЛЖД) разорвет контракт с «Беларуськалием», возымела эффект разорвавшейся бомбы. Видеоблогеры из числа противников Лукашенко сулят режиму доселе невиданные потери и страшный экономический кризис. Их подписчики оставляют язвительные комментарии примерно следующего содержания: «Жить будем тяжело, но, по всей видимости, недолго».

Моральный облик людей, которые желают своему народу «жить тяжело», — тема отдельного разговора.

Но важно зафиксировать, что веселье в стане борцов за «демократическую» Беларусь царит вполне оправданно.

«Если Литва и ее железные дороги не согласятся работать с "Беларуськалием через прокладки" (что технически несложно, но политически зашкварно для самих литовцев на любом уровне), то это будет самый сильный одномоментный экономический удар из всего, что Запад делал с Минском до сих пор», — справедливо замечает оппозиционно настроенный политолог Артем Шрайбман.

Через Клайпедский порт идет на экспорт почти весь объем белорусских калийных удобрений, а это основной источник наполнения государственного бюджета. Иными словами, Литва пригрозила через несколько дней перекрыть транзит грузов «Беларуськалия» на миллиарды долларов ежегодно.

Компании придется спешно искать новые транспортные коридоры, чтобы выполнить свои контрактные обязательства перед клиентами.

С точки зрения предстоящих судебных споров с Литвой срыв поставок, как бы парадоксально это ни звучало, руководству «Беларуськалия» может быть выгоден. Чем больше потерь понесет компания (не только финансовых, но и репутационных), тем больше будет сумма возможной компенсации. К тому же Минск не скрывает намерений привлечь на свою сторону пострадавших покупателей.

«Мы полагаем, что в суд обратится и большинство наших клиентов — покупателей удобрений, которые останутся без товаров и понесут значительный ущерб из-за действий Литвы. В результате они могут быть вынуждены покупать удобрения по гораздо более высоким ценам», — заявляла официальный представитель «Белорусской калийной компании» Ирина Савченко.

Нетрудно разглядеть в этой угрозе признание того, что «Беларуськалий» в случае потери Клайпедского порта не сможет избежать серьезного ущерба.

Даже плановая переориентация транзита является непростой задачей. А в случае с Беларусью возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, действовать нужно быстро (до «часа икс» осталось чуть больше двух недель). Во-вторых, речь идет об очень больших объемах калия: 11 миллионов тонн в год, без малого 1 миллион тонн ежемесячно. Наконец, самая плохая новость для Беларуси заключается в том, что у российских портов банально нет свободных мощностей для перевалки этих грузов. Новые терминалы в Ленинградской области только строятся, причем строятся для потребностей российского производителя.

На вопрос о том, готова ли Усть-Луга принять продукцию «Беларуськалия», директор по развитию ООО «Ультрамар» Виктор Гешеле год назад ответил отрицательно: «На данный момент технически, скорее всего, нет. И как будет строиться ситуация и политическая, и экономическая — наверное, мы здесь не тот орган, который может на подобный процесс влиять. Однако если будет поставлена такая задача и она будет экономически целесообразна, то, конечно, стороны сядут за стол переговоров».

За стол переговоров, судя по всему, никто так и не сел. Вместо этого Беларусь захотела обзавестись своим собственным терминалом для перевалки удобрений.

«Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся, и станет понятно место расположения терминала, его размер. В основном [обсуждается] Усть-Луга», — говорил в марте прошлого года руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев.

В долгосрочной перспективе для «Беларуськалия» это будет оптимальным вариантом. Но строительство целого терминала займет годы (даже если инвестиционное соглашение будет подписано прямо сейчас), а транзит через Литву должен остановиться через считаные дни.

Примечательно, что белорусская сторона на момент подготовки этой публикации вообще никак не комментирует новость о расторжении контракта между ЛЖД и «Беларуськалием».

И сама компания, и правительственные чиновники, и администрация президента хранят гордое молчание. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков пообещал, что Москва не оставит союзника в беде, но ничего конкретного тоже не сказал.

Сейчас руководство Беларуси будет цепляться за любые доступные варианты. Теоретически возможно, что транзит через Литву все же сохранится. «Разрыв договора ЛЖД с "Беларуськалием" — это только одна из множества деталей во всей схеме перевозки удобрений. Гарантии, что удобрения не будут перевозиться после прекращения перевозки в соответствии с данным договором, сейчас нет», — заявил министр транспорта и коммуникаций прибалтийской республики Марюс Скуодис. Литва, впрочем, сделает все возможное, чтобы избежать этого сценария (в противном случае аннулировать контракт ЛЖД и «Беларуськалия» не имеет смысла).

Ранее Лукашенко грозил перенаправить удобрения в Мурманск, если их невозможно будет экспортировать через Клайпедский порт. Открытым остается вопрос, насколько это целесообразно с экономической точки зрения.

С уверенностью можно сказать только одно: «Беларуськалий» понесет финансовые потери.

Лукашенко стоило прислушаться к его российским партнерам, которые предлагали осуществить переориентацию белорусского транзита задолго до событий августа 2020 года. Сейчас это придется делать в «пожарном» режиме.

Транзитная ВОЙНА: Литва разрывает контракт с «Беларуськалием»! Лукашенко этого так не оставит © RuBaltic•Ru
Транзитная ВОЙНА: Литва разрывает контракт с «Беларуськалием»! Лукашенко этого так не оставит © RuBaltic•Ru

Читайте также
13 января 2022
Соглашение о железнодорожном транзите белорусских калийных удобрений по территории Литвы будет аннулировано 1 февраля. Формальным основанием для этого станут выводы правительственной комиссии, проверяющей сделки с участием стратегически важных предприятий. Но подобное «алиби» не спасет Литву ни от судебных исков, ни от угрозы переориентации грузопотока на порты соседних стран.
13 января 2022
Через несколько месяцев после остановки транзита удобрений белорусского производителя «Беларуськалий» в бюджете Литвы образуется дыра, которую нечем будет закрыть. Об этом заявил писатель и историк Армен Гаспарян.
13 января 2022
Президент Литвы Гитанас Науседа назвал решение правительства о расторжении контракта между «Литовскими железными дорогами» и «Беларуськалием» сильно запоздавшим.
13 января 2022
Решение правительства Литвы о признании угрозой национальной безопасности договора с белорусским производителем «Беларуськалий» является «сильно натянутым». Об этом заявил экс-премьер, депутат Сейма балтийской республики Саулюс Сквернялис.