Новости

Литовский бизнесмен объяснил, чем грозит прекращение транзита грузов «Беларуськалия»

Источник изображения: belta.by

Санкции Литвы, введенные против транзита грузов «Беларуськалия», имеют правовые и финансовые последствия для страны. Об этом рассказал предприниматель, основной владелец терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде Игорь Удовицкий. Соответствующий пост он разместил на своей странице в Facebook.

Бизнесмен напомнил, что правительство балтийской республики ищет способ прекратить транзит белорусских калийных удобрений через порт Клайпеды.

«К сожалению, за месяц дискуссий на тему возможного запрета транзита я так нигде и не услышал внятных и очевидных разъяснений о том, что действия Литвы по применению американских санкций на территории Евросоюза (ЕС) не только незаконны, но прямо противоречат основополагающим нормативным документам ЕС, устанавливающим для Евросоюза принцип strategic autonomy, фактического суверенитета ЕС», — написал Удовицкий.

Предприниматель подчеркнул, что США «де-факто, продолжают закупать белорусский калий на постоянной основе».

«Литва не имеет права в одностороннем порядке вводить какие-то ни было ограничения на движения товаров, в том числе и из третьих стран, такой запрет прямо прописан в Договоре функционирования Евросоюза», — указал бизнесмен.

Удовицкий отметил, что Литва является участником сразу нескольких международных соглашений, связанных с транзитом грузов через ее территорию.

«Особо примечателен один документ: "Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Литовской Республики об условиях транзита грузов Республики Беларусь с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Литовской Республики". Как видно из названия — это специально разработанный и подписанный документ, касающийся именно белорусского транзита», — написал предприниматель.

По его словам в соглашении имеются два важных положения. Во-первых, оно не предусматривает возможность прекращения транзита белорусских грузов. Во-вторых, в случае разногласий по данному документу споры рассматриваются в арбитраже страны истца.

«То есть, если Литва, не важно по какому поводу, прекратит транзит, Беларусь подаст иск в минский арбитраж и несомненно выиграет дело, доказав незаконность прекращения транзита. А дальше просто. Решение минского арбитража будет обязательным для всех сторон, а также для других судов. Литве придется восстановить транзит. А все пострадавшие от такой остановки транзита, а таких будет много, очень много, смогут взыскать с Литвы ущербы», — указал Удовицкий.

Бизнесмен добавил, что ежемесячно через балтийскую республику и порт Клайпеды проходит транзитом около 1 млн. тонн калия.

«Попытка прекратить транзит калия в самой короткой перспективе превратится для Литвы в миллиарды евро прямых убытков. Не слишком ли высокая цена за пренебрежение международными обязательствами для такой маленькой страны?» — заключил Удовицкий.

В конце декабря стало известно о том, что рейтинги правительства Литвы стремительно падают из-за транзита грузов «Беларуськалия».
Читайте также
4 января 2022
Правящая партия Литвы завершила 2021 год с позорно низкими рейтингами: всего за год ряды ее сторонников поредели почти в два с половиной раза. Результаты соцопросов четко коррелируются с «достижениями» внешней политики «ландсбергистов». Они показали свою беспомощность в борьбе с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС), поставили под удар Клайпедский порт и навлекли на литовский бизнес гнев могущественного Китая.
31 декабря 2021
Вероятность того, что «Беларуськалий» из Литвы все же выгонят, достаточно велика, потому что блокирование транзита белорусских калийных удобрений — эффективный инструмент давления на белорусское руководство. Минск упустил момент для работы над переориентацией белорусского грузопотока с Прибалтики на Россию, пока были время и возможность, и сейчас просто не успеет это сделать, если Литва разом перекроет транзит.
3 января 2022
Генеральный директор государственного предприятия Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка покинул свой пост из-за продолжающегося транзита удобрений белорусского производителя «Беларуськалий», который происходит несмотря на санкции США.
4 января 2022
Министерство коммуникаций и транспорта Литвы и МИД балтийской республики несут ответственность за транзит белорусских калийных удобрений вопреки санкциям США.