×
Экономика Экономика

Прибалтика лишится миллионов тонн грузов из России

Источник изображения: hallowell-law.com

В Латвии констатировали, что инвестиции в строительство угольного терминала в Рижском порту не «отбились», потому что основной клиент терминала перенаправил транзит на Санкт-Петербург. В будущем вероятно новое падение грузооборота, потому что Россия заканчивает строительство угольного терминала в Мурманске, куда будет перенаправлен транзит угля из Казахстана. Ударные темпы строительства логистической инфраструктуры на западной границе России не оставляют странам Прибалтики ни единого шанса спасти транзитную отрасль.

Билет в один конец

18 апреля президент России Владимир Путин принял в Кремле эстонскую коллегу Керсти Кальюлайд. Одной из тем переговоров стало сотрудничество стран в области транспорта и транзита грузов.

«У нас объективно есть общие интересы, связанные с регионом Балтийского моря: здесь и вопросы безопасности, и вопросы экологии, и вопросы, связанные с транспортом, транзитом», — заявил российский президент.

Это мнение прозвучало особенно актуально на фоне складывающейся в Прибалтике ситуации.

Фото: rferl.orgФото: rferl.org

Со времен СССР Эстония, Латвия и Литва были российским «окном в Европу». Однако после распада Советского Союза власти Прибалтийских государств выбрали антироссийский курс своей политики.

Полагая, что у России нет альтернативы, они продолжили получать прибыль от экономических связей с восточным соседом, но при этом стали навязывать свои условия сотрудничества, в том числе и в плане транзита.

Недружественные и нестабильные отношения фактически вынудили Кремль начать переориентацию грузопотоков на российские порты. За последние годы их инфраструктура заметно улучшилась, и сегодня рост оборота портов России сдерживается лишь имеющимся количеством мощностей. Это позволяет Прибалтике сохранять уменьшающуюся долю российского транзита; впрочем, надолго ли?

Перевод стрелок

Несколько лет назад министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич на внешнеполитических дебатах в Сейме заявлял, что углубление торговых связей с США и дальнейшее освоение китайского рынка вместе с развитием единого рынка Евросоюза — три основных направления работы Латвийской Республики.

Это отличный пример политической декларации в угоду Соединенным Штатам, но в реальности страны Балтии в экономическом плане тесно связаны с Россией, на что Эдгару Ринкевичу стоило бы обратить внимание.

Как отмечают эксперты, «сегодня 9 из 10 тонн грузов всех категорий, переваленных в латвийских портах, — это грузы из России или частично или полностью связанные с российскими грузовладельцами железнодорожные потоки из Беларуси».

Долгие годы транзит российских грузов обеспечивал загрузку транспортной инфраструктуры и занятость населения, давая от 8 до 15% ВВП трех балтийских государств.

Но теперь Россия намерена минимизировать свое участие в транзите через эти страны, а в будущем и вовсе отказаться от него, используя иные транспортные маршруты.

Фото: Новости мираФото: Новости мира

1 июня началось строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга. В нем будет происходить перевалка грузов, которые ранее проходили через прибалтийские порты.

Российские производители удобрений также собираются переводить свои грузоперевалочные терминалы из Прибалтики в Россию. Компания «Уралхим» договаривается о строительстве глубоководного порта вблизи поселка Янтарный в Калининградской области, а экспортные поставки продукции этой компании занимают одно из первых мест в Латвии по размеру оборота.

Кроме того, Россия начала строить в Кольском заливе комплекс перегрузки угля «Лавна». Развитие в Мурманской области портовой инфраструктуры позволит увеличить объемы экспорта угля, переводя грузопотоки из портов Прибалтики. Это затронет, в частности, Рижский порт — транзит угля составляет порядка 40% его грузооборота.

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010–2020 гг. (прогноз) / Фото: morvesti.ruОбъем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010–2020 гг. (прогноз) / Фото: morvesti.ru

Эти проекты вкупе с другими стройками позволят к 2020 году увеличить грузооборот портов Северо-Запада России на 60 миллионов тонн в год. Почти половина этого прироста будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты.

К новому положению дел присматривается Беларусь: Минск рассматривает возможность перехода на использование российских портов. Кроме того, Россия ищет новых партнеров в регионе.

В 2018 году доля российских импортных грузов через порт Хамина-Котка в Финляндии выросла на 50%. При общем объеме перевалки порядка 1,5 миллиона тонн в прошлом году это одновременно и символический шаг, и еще один тревожный звоночек для портов Прибалтики.

После введения в строй новой инфраструктуры Прибалтийские республики лишатся миллионов тонн транзитных грузов в год. Объемы транзита через Прибалтику еще более упадут: основной экспортный товар, идущий в Европу транзитом, составляют нефть, уголь и удобрения.

Страны региона и сами признают, что в скором времени ситуация изменится для них в негативную сторону, как только закончится модернизация российских мощностей. Вряд ли им удастся быстро заместить российский транзит: хотя ранее говорилось, что альтернативой российским грузам могут стать грузы китайские, однако поставки из Китая хотя и осуществимы, но до этих пор «все-таки больше были показательными», как недавно пояснил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.

Латвийское министерство транспорта уже подсчитало, что в случае потери российского транзита бюджет республики потеряет порядка 1,6 миллиарда евро.

До отправления поезда осталось…

Сегодня в России развиваются инфраструктурные проекты, которые призваны обеспечить национальную безопасность и положительно повлияют на экономику. В планах Москвы перевод грузового оборота в отечественные порты с созданием необходимой для этого инфраструктуры.

Однако сегодня свободных мощностей у России на Балтике недостаточно, что дает Прибалтийским республикам несколько лет на размышления и корректировку планов — пока не будут достроены новые терминалы для перевалки зерна, угля и других грузов и не отлажена соответствующая инфраструктура.

Для Эстонии, Латвии и Литвы это должно стать хорошим стимулом — для их экономик транзитная отрасль всегда была весьма существенна, а ее упадок грозит серьезными последствиями для ВВП.

Но в условиях политического курса, выбранного Прибалтийскими странами, трудно ждать здравого экономического диалога Таллина, Риги и Вильнюса с Москвой.

Вероятно, при смене политической риторики у стран появится шанс на возобновление экономического сотрудничества. Только уже без прежних объемов транзита грузов из России.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Путин ударил по Прибалтике новым портом под Калининградом
28 мая 2019
Президент России Владимир Путин поддержал идею строительства глубоководного морского порта под Калининградом. До 1 июля власти региона должны разработать и презентовать бизнес-план проекта, стоимость которого, по предварительным подсчетам, составит около 200 миллиардов рублей. Это значит, что у портов стран Балтии и Польши в скором времени появится новый серьезный конкурент.
«Великая дружба» Прибалтики и Украины подходит к концу
30 мая 2019
Вслед за избранием Владимира Зеленского президентом Украины произошла смена президентов в Литве и Латвии. Теперь остается открытым вопрос, сохранят ли страны Балтии при новых руководителях звание главных лоббистов Украины в Евросоюзе.
Россия отключает электричество Литве
24 мая 2019
Калининградская область тестирует работу своей энергосистемы в изолированном режиме и приостанавливает поставки электричества в соседнюю Литву.
5 грандиозных проектов, которые станут основой процветания России
31 мая 2019
Большие и дорогостоящие проекты всегда рискованны. В краткосрочной перспективе выгоднее оставить все как есть: использовать паром, а не строить мост, делать ремонт, а не возводить новое здание. Но только тот, кто рискует, тратит и преодолевает препятствия, может совершить прорыв и войти в историю.
Новости партнёров