Экономика Экономика

Правительство Латвии довело «до ручки» порт Вентспилса

Источник изображения: cont.ws
 

В первом полугодии 2020 года грузооборот Вентспилсского порта рухнул на 41%. Отчасти это обусловлено объективными причинами: морские гавани по всему миру становятся жертвами экономического спада, вызванного эпидемией коронавируса. Кроме того, по Вентспилсу больно ударило снижение спроса на уголь вследствие аномально теплой зимы. Но свою лепту в доведение «до ручки» одного из крупнейших портов на Балтике внесло и правительство Латвии.

Из «коронакризиса» прибалтийские порты выходят не столь болезненно, как этого можно было ожидать. Во втором квартале 2020 года общий грузооборот портов Таллина достиг 5,4 миллиона тонн грузов — это на 2,5% больше, чем годом ранее. В Лиепае перевалка за январь — июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 15,6%, но по меркам нынешнего времени это тоже можно назвать успехом. Или, по крайней мере, нельзя назвать катастрофическим провалом.

Где произошел провал, так это в городе Вентспилс.

Его многострадальный порт за первое полугодие недосчитался 41% грузов.

Объем генеральных грузов удалось сохранить, перевалка древесины даже увеличилась на четверть, зато по остальным позициям статистика не радует.

Плачевные результаты Вентспилса за первые шесть месяцев 2020 года — результат рокового стечения обстоятельств. На сайте предприятия справедливо указывают, что снижение грузовых потоков связано с рыночной конъюнктурой.

Снижение деловой и производственной активности по всему миру (в том числе в Европе, которая стала одним из главных очагов распространения инфекции) не могло не отразиться на работе морских гаваней.

С другой стороны, коронавирус — явно не единственная причина бедственного положения Вентспилсского порта.

В самом же предприятии признают, что Россия продолжает целенаправленно диверсифицировать свои грузовые потоки. Компании, которые раньше работали с Ригой, Вентспилсом, Лиепаей, постепенно уходят в Ленинградскую область. Кризис кризисом, а переориентация прибалтийского транзита по расписанию.

Кстати, эпидемия коронавируса может дать этому процессу дополнительный импульс. Если только руководство РФ позаботится о том, чтобы грузы, которые вынужденно ушли из Латвии, возвращались уже в отечественные порты. Было бы логично продумать и оперативно внедрить для этого набор стимулирующих мер.

Еще один бич Вентспилсского порта — погода.

Аномально теплая зима привела к тому, что Европа существенно снизила потребление угля. Следовательно, снизилась перевалка российского твердого топлива через латвийские порты. За январь — июнь через Вентспилс прошло всего 245 тысяч тонн угля вместо 3,6 миллиона тонн, как в прошлом году. Абсолютный антирекорд и катастрофа.

Управляющий портом Андрис Пурмалис утверждает, что для него это не стало сюрпризом. Предприятие и так готовилось к тяжелым временам, которые из-за кризиса стали очень тяжелыми.

«Сейчас важно, чтобы терминалы были готовы гибко адаптироваться к новой ситуации, искать новые грузовые сегменты, пересматривать тарифы. Управление Вентспилсского свободного порта, со своей стороны, делает и будет делать все возможное, чтобы оказывать поддержку, но нужно понимать, что перевалкой грузов занимаются частные терминалы, на которые управление порта никак повлиять не может», — подчеркивает Пурмалис.

Россия, коронавирус и даже погода — все против Вентспилса!

Удивительно, но даже родное правительство умудрилось подложить порту свинью.

По словам господина Пурмалиса, у половины предприятий Вентспилсского порта сохраняются проблемы с расчетами: банки предъявляют им чересчур строгие требования. Всему виной американские санкции.

В конце прошлого года Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) внесло в «черный список» мэра Вентспилса Айвара Лембергса и связанные с ним предприятия. Ситуацию быстро разрулили: латвийский Сейм утвердил поправки, согласно которым представители самоуправления должны покинуть правление Вентспилсского порта. Уже в январе санкции против порта были отменены. Но спустя полгода до Вентспилса по-прежнему доносится долгое эхо этой неприятной истории.

При чем здесь правительство?

По версии Лембергса, которая кажется наиболее правдоподобной, инициатива его «раскулачивания» исходила из команды премьер-министра Кришьяниса Кариньша.

В «вашингтонский обком» на «последнего олигарха Латвии» якобы донес глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич. Тогда Лембергса обложили санкциями — специально для того, чтобы его могли оттеснить от управления Вентспилсским портом. Едва ли в правительстве задумывались, каким образом это отразится на работе стратегически важного объекта.

Теперь настало время пожинать плоды. В прошлом месяце пришел срок погашения четырех кредитов на сумму 8,3 миллиона евро по объектам инфраструктуры Вентспилсского порта.

Денег у предприятия нет (откуда им взяться?), а перекредитовать его не соглашается ни один латвийский банк.

В Кабмине решили, что средства будут выделяться из Государственной кассы.

Сумеет ли Вентспилсский порт их вернуть? Или из кормильца прибалтийской республики под чутким руководством Кариньша и компании он превратится в обузу для государственного бюджета?

«Конечно, то, что по просьбе правительства вводятся санкции со стороны США, не только настораживает, но и дает коммерческим банкам красный сигнал о том, что давать кредиты экономической структуре, которую хочет уничтожить государство, нельзя. Банки так и поступили», — поясняет Лембергс.

Параллельно правительство препятствует возвращению в порты Латвии российского угля.

Его перевалка, по словам Пурмалиса, сократилась не только из-за эпидемии коронавируса и теплой зимы, но и по политическим причинам.

Очевидно, речь идет о «зеленой сделке» ЕС, которая предполагает постепенный отказ от использования твердого ископаемого топлива как самого «грязного» источника энергии. Рига этот курс поддерживает.

И никто в правительстве не задается простым вопросом: как порты Риги и Вентспилса будут выживать без перевалки российского угля?
Правительство Латвии убивает собственные порты / Оперштаб RuBaltic.Ru #2

Американские санкции Кришьянис Кариньш воспринимал как возможность очистить латвийские порты от коррупции. Впрочем, пока что их удается очистить только от грузов.

Может, в этом и заключается задумка правительства? Не будет грузов — не будет прибыли. Не будет прибыли — нечего будет воровать. Все гениальное просто…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Уход российских грузов поставил «Латвийскую железную дорогу» на грань выживания
8 июля
«Латвийская железная дорога» (Latvijas dzelzceļš, LDz) неоправданно оптимистично прогнозировала собственное развитие. К таким выводам пришел Государственный контроль республики, доклад которого был представлен на заседании парламентской комиссии по публичным расходам и ревизиям.
Лембергс: «Латвия стала территорией США без аннексии»
9 июля
Правительство Латвии желает политической смерти мэру Вентспилса, бизнесмену Айвару Лембергсу, который находится под санкциями США. Об этом он заявил в интервью программе «Актуальная камера».
«Российский транзит останется»: Латвия верит в лучшее
9 июля
Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzceļš, LDz) не так давно отказалась от проекта электрификации своих сетей. На вопрос, почему это произошло, отвечает свежий доклад Госконтроля республики. Оказывается, LDz оценивала свои перспективы «парадоксально оптимистично».
«Я думал, умру в терминале»: эстонский турист вернулся домой после трёх месяцев жизни в аэропорту
10 июля
Ночлег на полу, мытьё в туалете, скудная еда и другие проблемы «заточения» из-за пандемии Covid-19.
Обсуждение ()
Новости партнёров