Экономика Экономика

«Поезд четырех столиц» между Прибалтикой и Украиной проиграл самолету

Источник изображения: varta1.com.ua
 

Логистические проекты стран Прибалтики в сфере железнодорожного транспорта зачастую основываются на политике, а не на экономике. Это относится к «поезду четырех столиц» между Ригой и Киевом, железнодорожной магистрали Rail Baltica, контейнерным перевозкам между Литвой и Украиной. О бесперспективности этих проектов и несбыточности надежд Прибалтики на участие в «Новом Шелковом пути» аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ.

— Г-н Межевич, в сентябре прошлого года стартовал проект «поезд четырех столиц». Можно ли сделать какие-либо выводы о его успешности по прошествии почти целого года?

— Когда эта идея формировалась, я и в личном послании, и в средствах массовой информации говорил — прежде всего коллегам из Республики Беларусь, — что из этого ничего не получится, просто потому что из этого ничего не может получиться. Дело в том, что в кругах транспортников Прибалтики и Украины сейчас новые люди, они о рентабельности железнодорожных перевозок имеют отдаленное представление.

Когда становятся рентабельными железнодорожные перевозки? В тех случаях, когда расстояние дальше, чем рациональная перевозка пассажирским автобусом.

А при расстоянии свыше 500 километров начинается борьба уже не поезда с автобусом, а поезда с самолетом.

Это известно и в Европе, и России. Возьмем билет в купе или тем более люкс по направлению Москва — Сочи. Во-первых, вы будете ехать полтора дня. А, во-вторых, вы заплатите в два раза больше, чем за самолет.

В эту же ловушку попал проект «поезд четырех столиц».

Гастарбайтеры, которые едут в Литву, не будут добираться туда на роскошном поезде, пусть даже в вагоне класса советский СВ (спальный вагон — прим. RuBaltic.Ru).

Это что касается рентабельности пассажирских перевозок. В случае с грузовыми поездами, конечно, иные критерии, другие методики расчета. Но в целом сообщение Север — Юг в регионе Междуморья (отметим, что есть еще автомобильный проект между Гданьском и Варной) нуждается в серьезном обосновании. А его нет.

— Но организаторы проекта заявляют о 60% заполняемости поездов…

— Во-первых, организаторы называют в разных интервью различные цифры. А во-вторых, я в эту цифру не верю, поскольку есть объективная логика, которая подсказывает, что из Киева в Ригу в поезде может доехать только обеспеченный человек старше среднего возраста, связанный со специфическими моделями бизнеса или по семейным делам.

В том, что украинская статистика может фальсифицировать данные, чтобы оправдать свой провал, у меня нет ни малейших сомнений.

— В начале года ходили разговоры о продлении в рамках проекта «поезд четырех столиц» пассажирской ветки до столицы Эстонии уже в начале этого лета, но поезд и ныне там… Причины связаны исключительно с рентабельностью?

— Естественно, именно с этим они и связаны. Скоро мы увидим, что и Рига откажется от участия в этом проекте. Дело в том, что поезд не автобус. Его нельзя просто запустить на рельсах в своей стране. Нужна соответствующая система обслуживания, эксплуатации, проверки и так далее. Поэтому прибыль вы еще не получаете — она где-то далеко за горизонтом, в перспективе, а убытки уже несете.

— При этом ходили слухи о том, что и Хельсинки примет участие в проекте…

— Безусловно! А помимо Хельсинки, еще Австралия и Новая Зеландия. Когда у нас был главой Российских железных дорог Владимир Якунин, он абсолютно справедливо говорил: «Дайте мне достаточное количество денег, и я построю мост или тоннель хоть до Австралии».

— Украина и страны Прибалтики давно лелеяли надежды на участие в глобальном проекте «Нового Шелкового пути». Однако в этом году стало известно, что основной его маршрут пройдет по территории Беларуси. Можно ли сказать, что это окончательно похоронило планы Украины и Прибалтийских стран стать полноценной частью «Нового Шелкового пути»?

— Ничего не бывает окончательным, кроме Третьей мировой войны.

Дело в том, что Литва несколько раз демонстративно выступила в поддержку тибетских сепаратистов.

В Эстонии и Латвии на уровне отдельных депутатов прозвучали отдельные критические выступления по поводу китайской политики в Гонконге. В Пекине, уверяю Вас, все эти вещи берут на карандаш и суммируют применительно к вопросу о транспортных путях.

И вообще, какая логика в том, чтобы везти грузы через страны, которые имеют гарантированно нестабильные отношения с Россией, когда есть Беларусь, друг и надежный партнер Китая? Зачем тогда лезть в Клайпеду?

Напомню, что в 2016 году был пробный поезд, который пришел из Китая в Ригу, где его встретил оркестр. Оркестр ушел, поезд развернулся и уехал обратно, не помню точно, в Россию или Беларусь, для таможенного оформления.

Это случай, когда эффектный «понт» дороже денег. Эта закавказская поговорка в последнее время стала популярной в странах Прибалтики.

— В начале этого года появилась информация, что строительство железной дороги Rail Baltica будет отложено как минимум на два года, а не начнется в 2020 году, как предполагалось изначально. Может ли лопнуть терпение Евросоюза, который является основным инвестором в данный проект?

— А Европейский союз инвестиции еще не подтвердил. Этот вопрос является подвешенным. Брюссель выделил деньги, и то частично, на проектные работы, хотя, надо признать, это вещь очень дорогая. Но финансирование на собственно строительство под вопросом.

И я хотел бы напомнить: регламент предполагает, что 85% проекта финансируется за счет ЕС. А кто будет платить 15% от проекта, который формально оценивается в 6 миллиардов евро? А я уверяю, что если теоретически он будет построен, то сумма будет в 2 раза больше.

Есть одно свойство, о котором знают все экономисты-железнодорожники: любой проект, который вы начинаете рисовать, в процессе увеличивается в цене в 1,5–2 раза. Это суровый закон жизни. И действует он, как закон Ньютона, хоть в Прибалтике, хоть в Китае.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Зеленскому предложили распилить на запчасти недостроенный крейсер «Украина»
17 июля
Министр обороны Украины Степан Полторак предложил президенту Владимиру Зеленскому распилить на детали недостроенный ракетный крейсер «Украина».
Германию настраивают на войну с Россией в Прибалтике
17 июля
Россия продолжает вооружаться запрещенными ракетами, готовится к региональным войнам в Европе и собирается подкрепить свою позицию угрозами применения ядерного оружия.
СБУ заявила о задержании водителя тягача с «Буком», сбившим «Боинг»
17 июля
Служба безопасности Украины (СБУ) задержала водителя тягача, перевозившего зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого в 2014 году предположительно был сбит малайзийский «Боинг».
Путин упростил получение гражданства РФ для жителей Донецкой и Луганской областей
17 июля
Президент России Владимир Путин расширил действие своего указа об упрощенном получении гражданства РФ жителями Донбасса.
Обсуждение ()
Новости партнёров