Экономика Экономика

Вернись, я все прощу: Украина хочет возродить железнодорожное сообщение с Крымом и Москвой

Источник изображения: hotgeo.ru
 

«Украинская железная дорога» («Укрзализныца») собирается восстановить железнодорожное сообщение с граничащим с Крымом регионом, а затем с Донбассом и столицей РФ. Об этом заявил глава правления «Укрзализныцы» Владимир Жмак. Что это было: личное мнение управленца, озабоченного кризисом, или пробный политический «камень»? Какова перспектива его предложения? Аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил эти вопросы с украинскими экономистами.

«Мы работаем над тем, чтобы восстановить сообщение с территориями, которые прилегают к Крыму. К сожалению, в сам Крым мы заехать не можем. Кроме того, с гуманитарной точки зрения необходимо возобновление пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями и Россией: очень много украинцев имеют там родственников. 7 ежедневных поездов на Москву были самыми прибыльными. Сейчас все эти пассажиры ездят через Беларусь. Минский аэропорт из провинциального с оборотом 1,5 миллиона пассажиров в год сейчас вырос до 5 миллионов исключительно за счет трафика между Украиной и Россией. Мы потеряли транзитные грузы и пассажирское сообщение, все это, естественно, сказывается на наших экономических показателях», — сказал Жмак.

Взаимные санкции по транзиту грузов между Украиной и Россией были введены еще при Порошенко и действительно нанесли удар по украинской железнодорожной инфраструктуре, которая львиную долю прибыли получала именно за транзит, напоминает экономист Всеволод Степанюк.

«Результатом таких действий стало поднятие внутриукраинских тарифов на перевозки товаров и пассажиров. Так же значительны убытки металлургической отрасли от прекращения торговли и транспортного сообщения с неподконтрольными территориями.

Отмечу также то, что возобновление транспортного сообщения с ОРДЛО является одним из переговорных вопросов по Минским соглашениям и "нормандскому формату".

Мне кажется, что такие заявления должностных лиц являются зондированием реакции националистов на возможное смягчение транспортного сообщения с соседями Украины, а также попыткой оправдаться за продолжающуюся деградацию транспортного хозяйства страны», — предполагает Степанюк.

«Укрзализныца» всегда зарабатывала в основном на грузовых перевозках, но их объемы в кризисный период существенно сократились: Укрстат говорит о падении практически на 20–30% в 2020 году. И как итог — большой отрицательный финансовый результат по итогам прошлого года. Результатом этих проблем может стать докапитализация компании, а также, конечно, поиск дополнительных источников дохода «Укрзализныцы». Насколько такое реально — покажет время, рассказывает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин.

Наша платформа поддерживает инициативу возобновления пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями, делится информацией аналитик KyivStratPro Марик Джангутинов. Это гуманно и комфортно, это забота о нуждах простых граждан Украины, которым жизненно необходимо периодически посещать неподконтрольные территории, где находятся их дома, и, наоборот, выезжать на Украину для учебы, работы, получения пенсии и прочего.

Чем раньше это будет сделано и чем проще будет процедура пересечения «линии соприкосновения», тем эффективнее будут процессы реинтеграции.

«Подводные камни» в решении данного вопроса — это параллельное возобновление грузоперевозок, лоббируемых олигархическими угольными промгруппами. Однако решение этого вопроса при нынешнем состоянии войны не может иметь никакого правового и смыслового обоснования, комментирует эксперт.

Что интересно, эти слова Жмака в украинских СМИ прошли практически незамеченными: почти нигде, кроме российских СМИ, они опубликованы не были. Хотя сама проблематика действительно важна, сетует политолог Никита Трачук.

«На Украине существует такая политическая практика, как "зондирование почвы". Суть ее в том, что политик или должностное лицо делает резонансное заявление и наблюдает за реакцией общества — можно ли двигаться в этом направлении. Заявление Жмака я рассматриваю именно в этом контексте. Что касается перспектив такого предложения, то таковых пока что нет. Да, в каком-то виде сообщение с Россией останется (хотя оно планомерно сокращается с 2014 года), потому что туда все еще ездит много людей. А вот с неподконтрольными территориями... В это я не верю.

В Донбасс мы запустим поезда лишь после преодоления какой-то важной вехи конфликта, после движения в сторону мира, когда ситуация начнет нормализоваться.

Пока что этого нет, и едва ли это ждет нас в обозримой перспективе», — пессимистически настроен Трачук.

Давайте для начала вспомним, что сейчас идет разговор о разделении «Укрзализныцы» на грузовые и отдельно пассажирские перевозки, при этом последние являются убыточным направлением, обращает внимание политтехнолог Владимир Третьяков.

«И эта проблема накладывается на то, что по итогам первого полугодия 2020 года "Укрзализныца" закончила с убытком в 8,79 миллиарда гривен (258 миллиона евро). Поэтому логично, что Жмак ищет пути остановки падения УЗ в финансовую пропасть. А ведь среди маршрутов УЗ, напомню, самым прибыльным официально признали поезд Львов — Москва. В 2019 году он принес прибыль в 4,3 миллиона евро.

Есть и социальный запрос на поездки в РФ, причем, что самое интересное, наиболее сильно он проявляется на Западной Украине, потому что жители этого региона традиционно массово ездят на заработки в Россию.

Из-за карантина сейчас железнодорожное сообщение закрыто, но есть мощный запрос на его восстановление. Этими двумя факторами и продиктовано заявление Жмака», — поясняет Третьяков.

После Майдана многие горячие украинские парни из кабинетов и подворотен неоднократно требовали полностью прекратить железнодорожное сообщение с РФ. И лишь по экономическим соображениям этого не сделали до марта 2020 — тогда шлагбаум опустили из-за эпидемии коронавируса.

Общие убытки «Укрзализныцы» по итогам 2020 оцениваются в 411 миллионов евро, при этом изношенность подвижного состава приближается к 90%.

Несмотря на все это, у компании наполеоновские планы. Запуск скоростного сообщения из Киева в Харьков, Одессу и, конечно, Львов, а также переход на более узкую европейскую колею. Только там напрашивается знаменитый вопрос Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Денег нет, и именно это порождает разговоры о возвращении сообщения с Москвой, Донбассом и Крымом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Украинский политолог: нам нужна «перезагрузка» идеологии, чтобы вернуть Донбасс
4 января
Интервью с политическим аналитиком, экспертом Украинского института политики (Киев) Русланом Бизяевым.
Украинские политологи: надеяться на то, что  Байден вернет нам Крым и Донбасс, смешно
28 января
Президенты США и России провели первые телефонные переговоры. Джозеф Байден слишком легко и быстро стал договариваться с Кремлем на условиях Владимира Путина, что разрушает надежды украинской власти на нового американского президента.
Украина выдумала новую фантазию, как вернуть Крым
11 января
В Киеве ускоренными темпами готовятся к запуску «Крымской платформы», основное предназначение которой, по мысли инициаторов, — поддерживать постоянное международное внимание к Крыму.
Ущерб Украинской железной дороги от коррупции превысил 40 млн долларов
28 мая 2020
Ущерб, причиненный национальному железнодорожному оператору Украины «Укрзалізниця» («Украинская железная дорога»), превышает 1,1 млрд гривен (40 млн долларов).
Обсуждение ()
Новости партнёров