Экономика Экономика

«Мяч на стороне Литвы»: Лукашенко отдал предпочтение Клайпеде перед Мурманском

Источник изображения: lenta.ru
 

Транзит белорусских удобрений будет перенаправлен в Мурманск, если перед ними закроются ворота Клайпедского порта. Об этом Александр Лукашенко заявил во время «Большого разговора» с журналистами и представителями общественности. Впрочем, в его словах литовские политики услышали не столько угрозу, сколько приглашение к диалогу: президент Беларуси дал понять, что не горит желанием уходить из Клайпеды.

Как раз накануне «Большого разговора» с Александром Лукашенко премьер-министр и министр иностранных дел Литвы допустили, что в случае расширения санкций против «последнего диктатора Европы» экспорт белорусских удобрений через Клайпедский порт может быть полностью прекращен. Вопрос об этом не мог не прозвучать.

Впрочем, журналистам даже не пришлось его задавать — Лукашенко сам прокомментировал угрозы Вильнюса примерно через 40 минут после начала мероприятия.

«Сейчас хотят попасть (выстрелить себе — прим. RuBaltic.Ru) в голову: закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические, калийные удобрения. Слушайте, мы поставим эти объемы, в Мурманске загрузим, это не вопрос. И по Северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай, это наш основной рынок, и в Индию. Пожалуйста, стреляйте в голову. Вывод: пока мы, перейдя красную линию, не загнали друг друга в угол, выходить из этой ситуации надо сейчас. Но мяч на той стороне».

Реакция Мурманска не заставила себя долго ждать. Губернатор области Андрей Чибис буквально через три часа после заявления Лукашенко положительно оценил его идею и пообещал предоставить Беларуси максимально выгодные условия для перевалки калия.

«Уже сейчас эти грузы готов принимать Мурманский Балкерный терминал, который уже переваливает широкую линейку удобрений. Кроме того, на западном берегу появится новый терминал по обработке удобрений "Тулома", являющийся резидентом ТОР (территории опережающего развития — прим. RuBaltic.Ru) "Столица Арктики". Прямой выход в нейтральные воды и незамерзающий порт вкупе с налоговыми льготами — неоспоримые преимущества Мурманска», — уверяет Андрей Чибис.

По всей видимости, это была «домашняя заготовка». Лукашенко угрожает увести белорусский транзит в Мурманск — Мурманск сразу дает добро.

На первый взгляд заявление президента Беларуси может показаться очень жестким: властям соседней страны он, по сути, предложил совершить суицид.

Но если копнуть глубже, то можно понять, что Лукашенко даже в нынешних условиях не хочет уходить из Клайпедского порта.

Москва и Минск уже довольно долго ведут переговоры о переориентации транзита белорусских удобрений. Только не в Мурманск, а в порты Ленинградской области. Усть-Луга — приоритетный вариант для строительства отдельного терминала, заточенного на перевалку продукции «Беларуськалия».

Но переговоры явно буксуют. И мы получили лишнее тому подтверждение. Лукашенко вдруг обратил внимание на Мурманскую область, а про Усть-Лугу не сказал ни слова.

Если верить Чибису, правительство Мурманской области и крупнейшие региональные стивидорные компании в мае этого года уже вели переговоры с Минтрансом и Таможенным комитетом Беларуси по переориентации калийных грузов в терминалы Заполярья. Чем они закончились, не сообщается.

В любом случае, использование Мурманского порта белорусскими грузоотправителями кажется весьма экзотичным вариантом.

Продукция «Беларуськалия» будет идти на экспорт по Северному морскому пути (СМП) — это совершенно другая логистика. Лукашенко говорит, что до Индии и Китая так ближе. А как быть с Бразилией, которая традиционно является крупнейшим импортером белорусских удобрений? Для справки: в «доковидном» 2019 году Бразилия импортировала продукции «Беларуськалия» на 561 миллион долларов. Это намного больше, чем Китай (353 миллиона) и Индия (347 миллионов).

Кроме того, по железной дороге от Беларуси до Мурманска ехать намного дольше, чем до Усть-Луги или, тем более, Клайпеды. Транспортное плечо не просто удлиняется — оно удлиняется в несколько раз.

А ведь главным камнем преткновения в переговорах о белорусском транзите являются именно железнодорожные тарифы. Какие скидки РЖД должна предоставлять «Беларуськалию», чтобы стоимость его продукции, идущей на экспорт через Мурманск, сильно не подорожала?

Еще один вопрос на засыпку: если через Мурманск так выгодно экспортировать удобрения, почему российские производители этого не делают?

Зачем бронируют мощности терминала «Ультрамар», который только строится в Усть-Луге? «Постойте, — возразит внимательный читатель. — Но ведь под Мурманском тоже строится терминал "Тулома", о котором говорит губернатор области». Это правда. Но «Тулома» будет удовлетворять потребности работающего поблизости горно-обогатительного комбината «Апатит» — крупнейшего в Европе производителя фосфатного сырья.

 Неподалеку от нового терминала находятся и Хибинские горы, где ведется добыча полезных ископаемых. А производственные мощности «Беларуськалия» в Солигорске находятся на расстоянии примерно 1800 километров от Мурманска по прямой (по железной дороге — еще дальше).

Трудно согласиться с Лукашенко, когда он говорит, что «это не вопрос». Вопрос, да еще какой! Выгоды от использования порта Мурманска для перевалки белорусских удобрений, мягко говоря, неочевидны.

Самое главное Лукашенко сказал в конце: «Мяч на той стороне». То есть на стороне Запада, который без устали вводит против Беларуси все новые и новые санкции. Но переориентацию белорусского транзита Батька по-прежнему увязывает с дальнейшими действиями Литвы.

«Прогоните нас из Клайпеды — уйдем в Мурманск, не прогоните — не уйдем».

А как понимать слова о том, что Литва и Беларусь должны «выходить из этой ситуации», пока не загнали друг друга в угол? Не иначе как Лукашенко приглашает своих западных товарищей к диалогу.

Перспективы такого диалога стали понятны в тот же день. Прямо во время «Большого разговора» США, Британия и Канада объявили о введении новых экономических санкций против Беларуси. В «черный список» британцев и американцев, как ни странно, попал «Беларуськалий».

Для Лукашенко это лишний повод задуматься: не пора ли брать ситуацию в свои руки и переводить транзит удобрений в российские порты, пока Литва не выгнала белорусов из Клайпеды?

Удобнее, конечно, ждать у моря погоды. Но если долго ждать, то можно увидеть, как перед тобой закрываются ворота Клайпедского порта.

Лукашенко ЖЕСТКО ответил Прибалтике: «Стреляйте себе в голову – транзит заберет Россия!» © RuBaltic•Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Глава МИД Литвы выдвинул Лукашенко условия для возобновления диалога
10 августа
Глава Министерства иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что у балтийской республики есть предпосылки для диалога с Беларусью, но должны быть соблюдены определенные условия.
Литва подарит России транзит белорусских удобрений
6 августа
Литва готова полностью перекрыть транзит белорусских удобрений в случае расширения санкций против режима Лукашенко. Президент Беларуси Александр Лукашенко получил еще одно доказательство того, что из Клайпедского порта в Россию ему лучше уйти самостоятельно.
Лукашенко надеется на нормализацию отношений с Литвой
9 августа
Белорусский лидер Александр Лукашенко заявил о возможностях нормализовать отношения с Литвой, но без всяких предварительных условий со стороны Вильнюса.
Санкциями попали в Литву: Клайпеда потеряет белорусский транзит
9 августа
Евросоюз готовит новый пакет санкций против Беларуси. Больше всего от этого пострадают Клайпедский порт и железные дороги Литвы, задействованные в экспорте продукции «Беларуськалия».
Обсуждение ()
Новости партнёров