Экономика Экономика

«Лохотрон» для ЕС: Прибалтика выбивает новые деньги на железную дорогу Rail Baltica

Источник изображения: diena.lt

Строительство трансприбалтийской железной дороги Rail Baltica в минувшем году окончательно превратилось в фарс. Под конец года латвийские строители Rail Baltica повысили смету на строительство в полтора раза. Смета год от года увеличивается, при этом запуск железной дороги в эксплуатацию был отложен на несколько лет. Rail Baltica стала прибалтийским «лохотроном» для западноевропейских «богатеньких буратин», которые должны дать на железную дорогу для Прибалтики как можно больше денег.

По подсчетам Банка Латвии, для строительства латвийского участка магистрали Rail Baltica нужно на 50% больше средств, чем планировалось. В 2017 году оценка стоимости всей железной дороги составляла 5,79 миллиарда евро, к настоящему времени она выросла до 7 миллиардов, однако строителям и этого недостаточно. Проект оброс новыми объектами — железнодорожными станциями, мостом через реку и прочим, поэтому смету вновь пора увеличить.

Поэтому финансовый вклад Латвии в крупнейший инфраструктурный проект Прибалтики предлагается увеличить до трех миллиардов евро — в полтора раза.

При этом сразу оговаривается, что это проблема, потому что у Латвии таких денег нет. Какая неожиданность — ну кто бы мог подумать!

«Возможно, больше надо привлекать людей, может быть, оборудование, какие-то механические решения. Потому что ясно, что строительство в водовороте по всему Европейскому союзу, и нам может быть неоткуда почерпнуть ресурсы», — говорит председатель Банка Латвии Байба Брусбарде.

Всем очевидно, что кроме как у Евросоюза, Латвии на строительство денег взять будет неоткуда, потому что Rail Baltica — инфраструктурный проект ЕС.

Поэтому суть послания Банка Латвии в том, что надо как-нибудь исхитриться, изловчиться, вывернуться ужом, но дополнительные деньги в Брюсселе достать. Потому что у Латвии этим деньгам заведомо неоткуда взяться, а Евросоюз богатый, и деньги в фондах на строительство общеевропейской инфраструктуры крутятся большие. Нужна лишь ловкость рук — и никакого мошенничества.

Главная причина рассчитывать на успех — тот факт, что Брюссель до сих пор страны Балтии по-крупному с Rail Baltica не «обламывал». Год назад европейцы попытались было перенаправить обещанные Прибалтике полтора миллиарда евро на завершение работ по Rail Baltica странам Южной Европы, но прибалты устроили такой великолепный скандал, что в Брюсселе капитулировали.

Обрадованные, что теперь у них есть деньги на завершение строительства железной дороги, прибалты отодвинули это строительство на несколько лет.

«2026 год до сих пор был нашей собственной целью, на европейском уровне она не была высечена в камне. К сожалению, теперь ясно, что этот график больше не реален. С одной стороны, его невозможно осуществить технически и в строительном плане, с другой — не весь проект покрыт финансированием», — заявил в сентябре Тыну Грюнберг, председатель правления Rail Baltica Estonia. И признал, что раньше 2030 года железную дорогу не запустят.

К тому времени смета на строительство выросла в несколько раз и достигла астрономических 7 миллиардов, но и то не весь проект оказался «покрыт финансированием». Теперь утверждается, что Латвии кровь из носа нужно добыть еще миллиард евро на непредвиденные расходы. При том никто не говорил, что 2 миллиарда на предвиденные у нее есть. Кто-то верит, что на этих цифрах кручение счетчика остановится.

Представим, что декларируемая цель вдруг по чьему-то недосмотру достигнута. Все выделенные деньги потрачены, железная дорога достроена. И начала эксплуатироваться. А дальше что?

А дальше — кошмар. Потому что денег на строительство больше не выделяется, а дорогу надо как-то окупать. Только окупить ее невозможно, о чем все экономисты и транспортные эксперты твердили бессчетное число раз.

Между Хельсинки и Варшавой нет такого грузопотока, чтобы перевозить его через Прибалтику по железной дороге. Те небольшие объемы грузов, что есть, быстрее и проще доставлять автотранспортом.

Аналогично с пассажирскими перевозками.

Соответственно, странам Балтии выгодно как можно дольше затягивать запуск в эксплуатацию Rail Baltica, чтобы получить на нее как можно больше средств из Брюсселя.

В идеале строительство железной дороги должно длиться вечно — тогда и деньги на нее в Прибалтику будут идти вечно.

Прибалтийская тактика была очевидна давно, но сейчас она должна быть ясна даже ребенку, настолько нагло ведут себя прибалтийские деятели и до того прозрачны мотивы, которые ими движут.

Rail Baltica — это такой «лохотрон» для западноевропейских «богатеньких буратин», которым вменяется в обязанность до бесконечности кормить Прибалтику под красивые презентации о том, на какую современную европейскую узкоколейную железную дорогу идут их деньги.

Только железной дороги все нет. Деньги идут, а дороги нет. И любому способному вникнуть в ситуацию человеку понятно, что потому и дороги нет, чтобы деньги все шли и шли.

Если непонятно Евросоюзу, который много лет льет денежные потоки в бездонный колодец, то эта ситуация красноречиво говорит о качестве управления в данной организации, которую сами европейцы без ложной скромности привыкли называть «самым успешным интеграционным проектом в истории».


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Железная дорога «33 несчастья»: экологи сорвали строительство участка Rail Baltica
21 мая 2020
Государственный суд Эстонии запретил строительство участка железной дороги Rail Baltica в районе города Пярну.
Беларусь упустила время для перевода транзита с Прибалтики на Россию
31 декабря 2021
Вероятность того, что «Беларуськалий» из Литвы все же выгонят, достаточно велика, потому что блокирование транзита белорусских калийных удобрений — эффективный инструмент давления на белорусское руководство. Минск упустил момент для работы над переориентацией белорусского грузопотока с Прибалтики на Россию, пока были время и возможность, и сейчас просто не успеет это сделать, если Литва разом перекроет транзит.
Прибалтийский Гиперлуп до села Гадюкино: почему Rail Baltica никогда не окупится
10 декабря 2019
Потенциальные убытки от железной дороги Rail Baltica в Латвии оценили в четыре миллиарда евро, Госконтроль Эстонии прогнозирует, что железная дорога не будет реализована в срок, а Финляндия приостановила участие в проекте Rail Baltica.
Министр экономики Литвы призвала Евросоюз повлиять на Китай
31 декабря 2021
Литве нужна поддержка Европейского союза, чтобы повлиять на ситуацию с Китаем. Об этом заявила министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте.
Новости партнёров
×