×
Экономика Экономика

Литва разглядела в Японии нового спонсора «окончательного разрыва» с Россией

Источник изображения: lrytas.lt

В администрации президента Литвы сообщили, что Япония интересуется финансированием крупнейшего инфраструктурного проекта постсоветской Прибалтики — железной дороги Rail Baltica. Из этого заявления понятно, что Евросоюз радикально сокращает Прибалтике финансирование, денег на строительство Rail Baltica нет, и страны Балтии отчаянно ищут на международных площадках нового спонсора, который согласился бы финансировать их идеологические проекты окончательного инфраструктурного размежевания с наследницей «советских оккупантов» — Россией.

Советник президента Литвы Симонас Крепшта сообщил литовским СМИ, что Япония интересуется возможностями финансирования железнодорожной магистрали Rail Baltica. Возможность японских инвестиций в проект президент Литвы Гитанас Науседа обсуждал на Всемирном экономическом форуме в Давосе с главой Японского банка международного сотрудничества Тадаси Маэдой.

«Они [японцы] пристально следят за проектами Rail Baltica и синхронизацией, готовы финансировать их на хороших условиях. Банк ждет, когда станет известно, сколько профинансирует Евросоюз (ЕС), а сколько странам Балтии придется доплатить самим. Тогда они будут готовы конкурировать за возможность финансирования оставшейся части проектов», — передал из Давоса советник президента Науседы.

Напомним, что Rail Baltica — это крупнейший инфраструктурный проект и главный «долгострой» постсоветской Прибалтики; железная дорога с узкой европейской колеей, которая должна пройти через всю Прибалтику и соединить ее со Скандинавией и Центральной Европой.

В последние месяцы дела у этого проекта идут совсем плохо, о чем давно говорится публично и официально.

От участия в строительстве Rail Baltica отказалась Финляндия, потенциальные убытки от железной дороги оценивают в 4 миллиарда евро, продолжение европейского финансирования под вопросом, работники совместного предприятия — оператора проекта Rail Balticа пишут коллективные письма о том, что проект находится в кризисе.

О репутации проекта, который обсуждается уже четверть века, итоговая смета на строительство постоянно растет, а дата завершения работ регулярно переносится куда-то в неопределенное будущее, в туманную даль, за линию горизонта, и говорить нечего.    

А теперь представим, как выглядел тот разговор президента Литвы с директором японского инвестиционного банка, о котором рассказывает советник Гитанаса Науседы. Тадаси Маэда подходит во время фуршета к литовскому лидеру, кланяется и говорит: дорогой Науседа-сан, мы слышали много хорошего про твою железную дорогу, дозволь нам, пожалуйста, конкурировать за возможность участвовать в этом эпохальном проекте и дать тебе много денег, чтобы ты смог построить эту великую стальную змею.

Правдоподобно звучит?

Может, администрации президента Литвы пора перестать считать людей за идиотов и честно сказать, что Гитанас Науседа в Давосе просил у японцев кредит на строительство Rail Balticа?

Во всяком случае, такая новость идеально «бьется» с другими последними новостями про Rail Baltica. Она логична и закономерна. Сообщение же о том, что «прибалтийский БАМ» в его нынешней ситуации может заинтересовать кого-либо, кроме Европейской прокуратуры, формируемой сейчас для расследований нецелевого использования еврофондов, звучит очень сомнительно.

Едва ли кредитная заявка президента Литвы вызвала прилив энтузиазма в Японском банке международного сотрудничества. И дело не только в таком ненадежном объекте для капиталовложений, как железная дорога Rail Baltica. Дело в самой Литве.

Главное воспоминание об этой далекой стране у японского бизнеса связано с эпическим провалом проекта Висагинской АЭС, в котором, на свою беду, согласился участвовать японский инвестор Hitachi. Тогда японцы оказались в эпицентре внутрилитовских политических склок и склок между «прибалтийскими сестрами». Коррупционных скандалов, подковерных интриг о том, как распределить расходы и как потом делить доходы, а также нерешенного вопроса о финансировании из бюджета ЕС.

В конечном счете Висагинская АЭС так и не начала строиться, и Hitachi пришлось уйти из Литвы, громко сожалея о том, что компания вообще в это дело ввязалась.

Теперь японцам предлагают участие в точно таком же провальном проекте, как Висагинская АЭС.

Rail Baltica — это тоже проект «на троих», который Литва, Латвия и Эстония строят в складчину. Точно так же их «балтийское единство» раздирают склоки: кто какую лепту должен вносить в строительство и в какую страну должны идти деньги на железную дорогу из структурных фондов ЕС.

Главное же сходство — общая идеология, которая обосновывает строительство крупнейших инфраструктурных проектов постсоветской Прибалтики.

Атомные станции, железные дороги, энергосмычки и СПГ-терминалы строят не для развития экономики и получения на своей территории крупных рентабельных предприятий, а для окончательного инфраструктурного размежевания с наследницей «советских оккупантов» — Россией.       

Игналинская АЭС была суперприбыльным предприятием, однако она могла работать только на ядерном топливе «Росатома» и тем связывала Литву с «оккупантами». Поэтому ее закрыли и взялись строить Висагинскую АЭС за 5 миллиардов евро, которых в итоге не нашли.

Электросеть БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) оптимально обеспечивает энергопотребности стран Прибалтики, однако она является «наследием оккупации». Поэтому из нее надо выйти и использовать постоянно выходящую из строя электросмычку по дну Балтийского моря.

То же и с Rail Baltica. Железные дороги в Прибалтике исторически шли с востока на запад — к морю и от моря. Однако они связывают нас с «оккупантами», а мы хотим быть связанными с Европой и друг с другом. Поэтому давайте строить с севера на юг свою железную дорогу с европейской узкой колеей.

Когда Европейский союз был на пике своего экономического могущества и уделял приоритетное внимание новым странам-членам в Восточной Европе, он подобные проекты спонсировал. Теперь, когда у ЕС финансовые проблемы, брюссельские чиновники стали считать деньги и задавать неудобные вопросы.

А в чем экономический смысл вашего предложения? А почему в вашей заявке на финансирование не указана ожидаемая прибыль от железной дороги?

От уже начавшегося и грядущего еще большего сокращения финансирования Евросоюза страны Прибалтики начали искать по всему миру нового спонсора, который был бы готов безвозмездно вложиться в их бесконечный «окончательный разрыв» с Россией.    
Теперь вот решили подбить клинья к Японии. Объявление нужно в газеты дать. «Три веселые прибалтийские сестры ищут спонсора. Своя жилплощадь. Оплата по соглашению. Россию не предлагать». 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Время разбирать шпалы: железная дорога в Латвии переходит на режим выживания
22 января 2020
Латвийская железная дорога вынуждена переходить к максимальной экономии, чтобы выжить.
Европа покрывает героизацию нацистов в Прибалтике
23 января 2020
Стирание из исторической памяти деяний гитлеровских нацистов приводит к искажению восприятия Второй мировой войны. В результате Россия каждый год вносит в Генассамблею ООН резолюцию об осуждении героизации подразделений СС в государствах Прибалтики.
Память о Холокосте искажают страны, в которых чаще других сотрудничали с нацистами
24 января 2020
Интервью с директором Фонда «Историческая память» Александром Дюковым.
Спикер Сейма Литвы объяснил отказ президента чтить память жертв Холокоста в Израиле
22 января 2020
Спикер Сейма Литвы Викторас Пранцкетис считает, что память убитых во время Холокоста евреев лучше чтить на месте их гибели, куда и отправится на следующей неделе президент Гитанас Науседа.
Новости партнёров