Экономика Экономика

Время разбирать шпалы: железная дорога в Латвии переходит на режим выживания

Источник изображения: trainpix.org
 

Новость о сокращении полутора тысяч работников «Латвийской железной дороги» вызвала бурное обсуждение в латвийском обществе. Руководству концерна пришлось экстренно объясняться. Объяснения сводились к тому, что все плохо: ЛЖД вынуждена переходить к максимальной экономии, чтобы выжить, потому что железнодорожные перевозки сокращаются, российский транзит уходит, а альтернативные направления нерентабельны.

«К сожалению, осень и начало зимы оказались очень неудачными, потому что установилась теплая погода. Мировые цены на энергоресурсы были низкими, и грузы не перемещались. Поэтому вместо ожидаемого небольшого увеличения грузооборота мы получили продолжение падения», — рассказал член правления «Латвийской железной дороги» Андрис Лубанс о причинах, по которым компания вынуждена уволить полторы тысячи сотрудников.

За прошлый год объем железнодорожных перевозок в Латвии сократился на 16%. В абсолютных цифрах грузооборот составил 41,5 миллиона тонн грузов.

Это худший показатель для Латвии за последние 17 лет: даже во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов дела с железнодорожными перевозками не обстояли так плохо.

Интереснее всего динамика грузоперевозок ЛЖД выглядит структурно. Объем внутренних перевозок в Латвии за 2019 год увеличился на 25%. Объем международных перевозок упал на 17%. Однако международные грузы (39,8 миллиона тонн) — это 96% железнодорожных перевозок в Латвии, поэтому внутренние грузоперевозки на общие показатели никакого влияния не оказывают.

В структуре международных перевозок экспортные грузы (то, что продает Латвия) составляют 280 тысяч тонн. Импортные грузы (то, что продают Латвии) — 3 миллиона тонн. Транзитные же грузы (то, что едет через Латвию) в структуре грузоперевозок составляют 36 миллионов тонн.

То есть 87% грузоперевозок «Латвийской железной дороги» — это транзит.

При этом объем импортных перевозок в Латвии за год вырос на 6,5%, экспортных — сократился на 11,4%, транзитных — рухнул на 18,6%. В конечном счете — рекордное за 17 лет падение грузоперевозок на 16%.

Что получается из этих цифр?

Латвия — транзитная страна и рынок сбыта с минимальным собственным производством, основа существования «Латвийской железной дороги», — транзит, и именно потеря транзита заставляет Latvijas dzelzceļš переходить на режим выживания.    

Руководство железнодорожного монополиста оправдывается, что без радикального сокращения расходов на заработные платы и социальное страхование концерн не выживет, и обещает структурные изменения в ЛЖД. Обычно такие изменения подразумевают новые сокращения.

При этом кампания сама себе противоречит, признавая, что нечего пенять на теплую зиму: падение грузопотока будет идти год за годом, и Latvijas dzelzceļš нужно научиться выживать в новых условиях.

«Самое неприятное в этой ситуации заключается в том, что падение объема грузов не будет носить периодический характер. Это означает, что спад грузов не просто будет происходить один-два года, а превратится в постоянную тенденцию. Предприятию нужно приспособиться к жизни в условиях пониженного объема грузов и продолжать поддерживать инфраструктуру», — говорит Андрис Лубанс.

Иначе говоря, загруженность железных дорог в Латвии падает и будет продолжать падать из-за стратегического решения России увести из Прибалтики все российские грузы.

Три четверти транзитных перевозок в Латвии — это транзит в Россию и из России. Основные же российские клиенты «Латвийской железной дороги» или ушли из Латвии, или объявили, что уходят, или рассматривают возможность ухода.

«Акрон», «Новотранс», «Уралхим», «Уралкалий» — с этими крупнейшими перевозчиками железная дорога и порты Латвии уже распрощались или распрощаются в ближайшие годы. От этого и критическое падение грузопотока — в настоящем и в будущем.

При этом альтернатив восточному направлению, которые могли бы вывести латвийский транзит из кризиса, не просматривается. Об этом говорит та же статистика «Латвийской железной дороги». Самым популярным и доходным железнодорожным маршрутом остается поезд Рига — Москва. Самые непопулярные и убыточные направления: поезда Рига — Валга в Эстонию и новообразованный, остромодный у властей из-за своего геополитического символизма «поезд четырех столиц» в Вильнюс, Минск и Киев.

Катастрофическое состояние портов и железных дорог Латвии в конечном счете вызвано тем, что латвийские власти отрубили руку дающего и своей патологически антироссийской политикой добились того, что транзитная отрасль потеряла Россию, которая была основой ее существования.

В результате перед той же «Латвийской железной дорогой» стоит выбор между быстрой смертью и существованием в анабиозе. Второй вариант предполагает режим максимальной экономии, урезание зарплат и сокращение новых работников в надежде на то, что российские грузы вернутся или заработают другие транзитные направления.

Впрочем, будущее не предвещает Латвии ни того, ни другого.

Пока дело идет к тому, что через несколько лет придется разбирать шпалы и сдавать рельсы в металлолом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Тысячи безработных: Россия жестко наказала Латвию за русофобию
19 января
«Латвийская железная дорога» сообщила о массовом сокращении железнодорожников из-за потери российских грузов.
Латвия — Европе: если перестанете платить, мы объявим войну России
21 января
Латвийские министерства подали в семилетний Национальный план развития страны (NAP2027) заявок на 42 млрд евро. Бюджет Латвии на 2020 год составляет 10 млрд евро.
Латвия согласилась прокачивать нефть для Беларуси
19 января
Латвийское правительство не исключает поставок нефти в Беларусь через использование своих портов. Об этом рассказал министр путей сообщения Латвии Талис Линкайтс.
СМИ: Россия приостановила переговоры о прокачке нефти через Беларусь
20 января
Москва и Минск, до сих пор не согласовавшие размер тарифов на транзит нефти по нефтепроводу «Дружба» через Беларусь, приостановили переговоры.
Обсуждение ()
Новости партнёров